На вопрос нашего читателя отвечает начальник управления фармакологической экспертизы Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники МЗСР РК, доктор медицинских наук, профессор Павел ДЕРЯБИН.
– Причина в том, что вирус гриппа очень легко мутирует, то есть меняет свою антигенную структуру. И если мы переболели в прошлом году одним видом гриппа, то это не значит, что защищены на следующий год от другого вируса. Потому что для каждого вида вируса гриппа вырабатывается свой типоспецифический иммунитет. Ну а для того, чтобы правильно защищаться от этой инфекции, проводят большие аналитические мероприятия.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) со всего мира собирает информацию о том, какие типы вируса распространены в данное время в разных регионах, и определяет наиболее актуальные из них, которые могут циркулировать в течение следующего года. После этого ВОЗ дает указание производителям вакцин, какие штаммы надо использовать. Обычно при получении такой вакцины используют три штамма, которые считаются наиболее актуальными и могут предотвратить массовое распространение гриппа.
– Случаются ли при этом ошибки?
– Да, бывает, что и ошибутся. Но чаще всего определяют правильно, потому что ВОЗ – это серьезная организация, которая использует обширные источники информации. Вот раньше и у нас в Алматы был Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии инфекционных болезней, в котором работала лаборатория гриппа. Она была казахстанским центром по гриппу и собирала сведения со всей страны. Эта информация, какой вирус выделили, отправлялась в Москву, а Москва отправляла в штаб-квартиру ВОЗ в Женеву. Там все аккумулировалось, рассчитывалось и передавалось назад производителям.
Сейчас вакцины против гриппа создают многие страны. И по идее они должны производиться в каждой стране. Вот у нас в Жамбылской области в Гвардейском районе в поселке Отар находится Научно-исследовательский центр проблем биологической безопасности. Там разработали и сейчас уже проводят клинические испытания двух противогриппозных вакцин. Одна против так называемого сезонного гриппа, о котором мы сейчас говорили, а другая против так называемого пандемического гриппа. Потому что, если случится пандемия по гриппу, то есть эпидемия, которая охватывает сразу много стран, государство, не производящее свою вакцину, может остаться вовсе без нее. Поскольку каждый начнет снабжать в первую очередь себя. Поэтому производство вакцин против особо опасных инфекций имеет стратегическое значение для биологической безопасности на национальном уровне.
– Но не поздно ли вакцинироваться, когда уже возникла эпидемия или пандемия?
– Во-первых, заболевают не все сразу. В медицине есть такое понятие, как экстренная вакцинация по эпидпоказаниям. Эпидемия, а тем более пандемия, не развивается в один день, поэтому начинают вакцинировать всех здоровых людей. Когда случилась эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке, не в один же день все заболели. А если бы была такая вакцина против лихорадки Эбола, то провакцинированные люди не заразились бы. Наличие нужной вакцины и вакцинация позволяют оградить все здоровое население от опасных инфекций, когда видят их рост. Конечно, если бы все это делалось планово, было бы лучше. Проводят же у нас профилактические плановые вакцинации детей против дифтерии, кори, коклюша.
– Вакцинацию проводят только тем, кто здоров?
– Конечно! Больных не вакцинируют вообще. Это основное правило. Во время острой инфекции вакцинировать нельзя никакой вакциной! Поэтому если у человека возникла, к примеру, ОРВИ (острая респираторно-вирусная инфекция), то вакцинироваться уже поздно, сначала надо вылечиться. Ну а грипп из всех ОРВИ – наиболее тяжелая инфекция, которая может давать очень серьезные осложнения и на легкие, и на сердце, и на центральную нервную систему. Синдром токсичности при гриппе гораздо выше, чем при обычно циркулирующих аденовирусных, риновирусных и других инфекциях. Поэтому вакцинация против гриппа наиболее актуальна. Проводить ее желательно накануне эпидсезона осенью, но и сейчас, в январе, тоже не поздно.
Алматы