Они прочитали коллективную молитву. Целью действия, развернувшегося у амфитеатра в 15 микрорайоне, был вызов дождя. Редакция Caravan.kz рассказывает, как ритуал проводили раньше.
Древний обряд называется "тасаттык". Он проводился еще тюрками и был связан с поверьем об особом дождевом камне, который, согласно легендам, мог не только вызвать ливень в засуху, но и наслать ужасающую непогоду на врагов. Считалось, что вызванные камнем бури и ураганы помогали тюркам побеждать в войнах.
Для проведения тасаттыка в жаркую сухую погоду люди собирались у ближайшего достаточно крупного водоема — обычно реки или озера — и проводили жертвоприношение, зарезав животное, чаще всего барана, а потом все вместе молились о том, чтобы высшие силы ниспослали дождь на страдающие от недостатка влаги земли. Баксы — шаман — усиливал молитву, дополняя ритуал действиями с черепом лошади. Кровь принесенного в жертву животного нужно было закопать или слить в водоем. Иногда участники обряда обливали друг друга водой. Эти детали зависят от региона. После обряда принято было устраивать праздник, на котором гостей угощали мясом принеснного в жертву животного.
Позднее место баксы занял мулла, который читал молитвы из Корана, а жертвоприношения стали реже. Остальные присутствующие также молятся о духах предков и просят у них благословения.
Часто местом проведения тасаттыка становятся священные для мусульман места. Например, в книге «Представления, культы, обряды у казахов» Р.Мустафина передает слова жительницы города Туркестан, 1906 г.рождения. По ее воспоминаниям, в недалеком прошлом в засушливую погоду местный имам собирал 20-30 своих учеников в возрасте 6-7 лет и с ними шел к мазару дочери Ходжи Ахмеда Яссауи — Гаухар, где совершалось жертвоприношение (обычно резали барана). Дети же должны были обратиться к Аллаху с просьбой о дожде.
Тасаттык регулярно проводится в разных областях Казахстана, но в масштабе меньшем, чем было в Актау. Многие участники обряда сообщают, что он работает.
Например, Шамиль Джумагулов вспоминает тасаттык, проведенный в 1995 году в селе Жалпаксай Алматинской области.
"Это история нашего села. В 1995 году лето оказалось не дождливым, из-за этого погибал урожай, горело сено. Сследующий год обещал быть сложным, и старейшины нашего села решили дать тасаттык, т.е устроить пир на всё село и попросить у Всевышнего дождь для наших полей. На следующий день полил дождь на целую неделю и спас урожай нашего села. Вот такая история. Я сам был свидетелем в этом году такого тоя в Кугалах, и сразу после того, как поели все, начался сильный дождь, я был в шоке", — написал он.
"Утром было жарко, и небо было чистым. После ритуала начался дождь и шел в течение недели. На следующий день соседние села тоже провели тасаттык", — рассказал про свой опыт Талгат Акбаев, житель другого села Алматинской области, где тасаттык устраивали в 2021 году.
А так прошел тасаттык в 2015 году в Кызылординской области.
В этом году к еще одному потенциально засушливому лету начинают готовиться заранее. В Аральском районе тасаттык провели еще в начале апреля. Инициатором проведения обряда в Актау выступили представители местного сельского хозяйства, которое в прошлом году пострадало от сильной засухи.
"Во времена пророка Мухаммеда люди выходили за город и коллективно читали молитву, прося у Аллаха ниспослать им полезный дождь", — объяснил главный имам областной мечети Бекет-Ата Ануар Елжанов.
Валсти региона санкционировали проведение ритуала, ради этого даже перекрыли улицу.