Как казахи научили весь мир елку наряжать - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как казахи научили весь мир елку наряжать

Как казахи научили весь мир елку наряжать

В очередной раз, наряжая елку к Новому году, на минуту задумалась. Чем так нас увлекает эта традиция, пришедшая к нам из далекой Европы? Ведь казахи испокон веков жили в степи или у подножия гор, кочевали с одной зимовки на другую и не помышляли о дереве, которое своим сводом бы упиралось далеко за пределы шанырака.

  • 28 Декабря 2007
  • 3655
Фото - Caravan.kz

Но как выяснилось, рождественская ель пришла в традиции европейских народов из такой древности, из таких недр язычества, что уже и непонятно, кто у кого что перенял. Представляем вашему вниманию все ныне существующие мифы о происхождении новогодней елки. А вы уж сами выбирайте, во что верить.

Алматинец Ораз Бекбасов путем собственных рассуждений вывел: традиция наряжать рождественскую елку не могла появиться в Европе только из истории о рождении Христа. Потому что там, где Иисус Христос родился, не росли ели.

– Но вначале о том, как в русский язык пришло слово “елка”, – говорит он. – Как известно, многие племена, составившие основу для создания казахского народа, тысячелетия назад жили на Алтае. В то время они поклонялись богу неба – Танир (Тенгри). И удивителен тот факт, что вечнозеленое дерево указывало путь на небеса, как бы показывая, что после смерти жизнь продолжится там. Поэтому-то тюрки и дали ей название – “ёл” (жол – дорога). Азербайджанцы и турки, потомки огузов, которых вытеснили с территории Западного и Южного Казахстана кипчаки, и сейчас дорогу называют “йол”.

Спросите любого европейца, откуда к ним пришла елка, никто вам в точности не ответит.

А наши предки имели мощную культуру, дошли до Европы и оказали сильное воздействие на их цивилизацию. Почему, например, принято украшать ель и загадывать желания именно в этот день? До сих пор у тюркских народов сохранился обычай повязывать на деревья ленточки и загадывать желания. Но у тюрков это скорее ритуал, чем праздничный обычай.

Самое интересное, что подтверждение этой идеи мы нашли у весьма неоднозначного историка Мурата Аджи в его знаменитой работе “Полынь Половецкого поля”:

“Казалось бы, рождественская ель… Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте – тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей. Как не могли видеть белого медведя или кенгуру…

…У кипчаков же именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири и всей глубинной Азии. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связана с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз “там, где, согласно легенде, расположен ее пуп и растет гигантская ель”.

Около ели сидел старец в халате и с густой белой бородой, его звали Ульгень. Он бывал добрым и щедрым, а чаще – коварным и злым. Раз в год, зимой, он с добром выходил к людям, дети помогали ему раздавать подарки из торбы (мешка). Ульгень приносил елку, около которой веселились всю ночь. Водили хороводы. Они у кипчаков назывались “индербай” – обязательный элемент праздника.

“Ульгень” в переводе с тюркского означает “умерший”. Летом он спал в своем подземном мире, а осенью просыпался. До чего же точный образ! Поразительно, ведь в Сибири вечная мерзлота, почва лишь летом оттаивает на метр-два. Следовательно, Ульгень мог спать только под землей, а когда он просыпался и выходил, замирала природа, начиналась зима. Отсюда – “ульгень”, что означает “умерший”.

Видимо, отсюда и другая традиция – дно могилы тенгрианского священнослужителя полагалось обкладывать лапами ели. Почему? Тот уходил в царство Йер-су, где ель в особом почете.

Почитание ели продолжали и тюркские “европейцы”, которых Великое переселение народов привело в Европу. Там этот праздник отмечается наверняка со времен Аттилы.

К слову: у славян священным деревом считался дуб, у финнов – береза, у греков – олива, а у южных германцев – ель! Тех самых германцев, которые говорили до XVI века на тюркском языке…

МИФЫ И ФАКТЫ

* * *

Новогодний Дед Мороз, или Санта-Клаус, по поверью, изначально появился у гуннов, правда, назывался он у них совсем иначе и вообще-то был богом по имени Йерлу. В самый первый день года он спускался на землю. Именно в этот день, к его приходу надо было ставить в доме елку, считавшуюся священным деревом. Оттуда и пошла традиция в Европу. И этой традиции получается уже более 5000 лет!

* * *

Согласно самой распространенной версии, предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер пробираясь в Сочельник домой через лес, вдруг увидел красивую засыпанную снегом ель, ветви которой причудливо сверкали при свете луны. Мартин Лютер долго любовался зрелищем, пока не замерз. Но чтобы не расставаться с такой красотой, он решил срубить понравившееся дерево и принести его домой, чтобы у камина любоваться им сколько угодно. Звездами, шарами и свечами создавался эффект горящих в ночном небе звезд.

* * *

По другой версии, первые разряженные лесные красавицы, которые приносили домой к Рождеству, появились на территории современной Франции, в Эльзасе, и случилось это в 1605 году. В летописях было записано: “На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру”. Эту традицию переняли протестанты Вюртемберга, а затем она распространилась по всей Германии, ну а оттуда и по всей Европе. Однако нарядные елки появились сначала в домах богатых дворян и купцов. Кстати, в качестве рождественских могли выступать и сосны, и ветки вишневых деревьев и буков.

* * *

В России нарядную ель стали наряжать по указу Петра I в 1700 году. Именно тогда и начали отмечать Новый год 1 января. В указе Петра I говорилось: “По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить”.

* * *

В 30-е годы XIX века, во времена Пушкина и Лермонтова, новогодние елки ставились только в лучших домах Петербурга – у немцев. Но уже к концу века они стали более доступны и простому люду. В ХХ веке нарядная елка была неизменным атрибутом зимних праздников.

* * *

В 1916 году во время империалистической войны рождественские елки в России оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от французского языка – языка Наполеона, так и во время войны с немцами Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца – дескать, это слишком немецкая традиция.

* * *

В 1918 году уже Советская власть объявила елку буржуазным предрассудком, да еще и связанным с религией. Елка оставалась под запретом вплоть до 1935 года. Именно тогда кто-то находчивый предложил праздновать вместо Рождества Новый год. Вифлеемскую звезду заменили красным пентаклем, то бишь пятиконечной звездой. Этому способствовал указ Сталина в 1934 году. Прошло более 14 лет, прежде чем 1 января стало нерабочим днем. Это случилось в 1949 году.

Жанар КАНАФИНА