Редакция Caravan.kz рассказывает, как Кобланды-батыр повлиял на основание Казахского ханства, и при чем тут девушка.
У потомка Чингисхана Абулхаир-хана, правителя Узбекского ханства, были в близком окружении два человека, которых он ценил превыше всего.
Первым был Кобланды-батыр, которого описывали очень высоким, мощным мужчиной устрашающего вида "с плечами, похожими на казан", и пальцами, "твердыми, как рога архара". Кобланды с детства отличался физической силой и ловкостью, показал себя великолепным охотником, а потом и воином. Он был не просто умелым бойцом, но и победоносным полководцем, который помогал хану отстаивать рубежи в то сложное время, когда чингизиды непрерывно боролись друг с другом за власть.
Память о Кобланды, как об одном из достойнейших представителей рода кыпшак, до сих пор живет в Казахстане. Имя батыра носят улицы и стадион, ему ставят памятники, на берегу реки Кобда находится мавзолей. В 2006 году останки батыра были изучены учеными в антропологической лаборатории Герасимова в Москве, которые решили восстановить облик героя эпоса и обнаружили, что он был мужчиной лет 40-45 с волевым подбородком. Останки героя вместе с бюстом были отправлены в Актобе.
Вторым верным соратником Абулхаира был Дайыркожа из рода аргын. Он был судьей, бием, и справедливость его была столь велика, что в народе его прозвали "Ақ жол". Про него известно намного меньше, чем про Кобланды.
Однако Кобланды и Акжол би не дружили между собой. Как считается, хотя батыр и бий были достаточно мудры, чтобы долгое время сдерживаться, но однажды ситуация накалилась слишком сильно.
У Кобланды была жена — Картка, известная красотой и мудростью. Потом появилась и вторая, ею стала Карлыга, ханская дочь и воительница. Но, будучи в зрелом возрасте, Кобланды захотел жениться в третий раз, потому что ему приглянулась Гульбахрам, младшая дочь самого Абулхаира, также прославившаяся небывалой красотой. Однако девушку уже обещали Акжолу.
Узнавший о намерениях соперника Акжол поднял острую тему на собрании старейшин и рассказал всем о попытке батыра отбить чужую невесту. Кобланды при этом не присутствовал, но слух дошел до него очень быстро, и он не смог стерпеть подобное оскорбление.
Шакарим рассказывает, что Кобланды бросил все и помчался к Акжолу, которого застал в степи во время охоты, вооруженным простой деревянной дубинкой. Акжол уступал Кобланды в физической мощи и боевых умениях, но это не помешало батыру вызвать бия на поединок прямо там и убить, хотя это нарушало обычаи проведения подобных боев.В народе до сих пор сохранилась написанная отцом Акжола песня, в которой старик изливает горе от потери любимого сына: “Что ты потерял у каракыпчака Кобланды, жеребенок мой?!”
Аргыны — сильный, многочисленный род — были потрясены гибелью одного из своих предводителей и потребовали от хана Абулхаира выдать им Кобланды для мести. Однако хан не стал этого делать, дав Кобланды возможность откупиться.
Тогда Жанибек и Керей, возглавившие роды аргынов и кереев, откочевали от Абулхаира и вскоре основали Казахское ханство. Кобланды был послан Абулхаиром, чтобы вернуть беглецов, но не справился с задачей.
"Очевидно, этой кровной обидой и объясняется, что у шейбанидов не осталось ни одного аргына в то время, когда все остальные роды оказались разделенными между шейбанидами и потомками Жанибека; по крайней мере в списке названий родов, бывших с Мухамед-Шейбани при завоевании Туркестана, аргын нигде не упоминается", — написал по этому поводу Мухамеджан Тынышпаев.
Доктор исторических наук Бариев считает, что тогда откочевала примерно треть всех подданных Абулхаира. Также называется число в 200 тысяч человек.
Гульбахрам же, по преданию, отвергла Кобланды.
Отметим, что существование Кобланды подтверждено. Его могила находится в поселке Жиренкопа Кобдинского района Актюбинской области, на берегу реки Кобды.
Однако остальные эпизоды легенды вызывают у ученых вопросы.
"Об этом предании нет сведений даже у такого знатока казахского фольклора, как Чокан Валиханов. Ничего не говорит о предании современник и земляк Шакарима – историк-фольклорист Курбангали Халид, который является автором исторического труда «Таварих хамса». Нет упоминаний о предании, рассказывающем о Кобланды и Дайыркоже, и в научном наследии другого современника Шакарима – крупного знатока казахского фольклора Машхура Жусупа Копеева, который, как и Шакарим, был выходцем из рода аргынов. Данное народное предание не зафиксировано ни у одного из российских собирателей казахского фольклора", — рассказал кандидат исторических наук Нурлан Атыгаев.