Подобного документа на территории стран бывшего СНГ еще не было. Однако, несмотря на новшество, он и на сей раз оказался недоработанным
Документ призван обеспечить, во-первых, социальную поддержку от рождения до совершеннолетия. Во-вторых – занятость в трудоспособном возрасте, в-третьих – обеспечение безопасности труда, в-четвертых – меры социального страхования. В-пятых — социальную помощь при возникновении трудной жизненной ситуации и, наконец, поддержку пожилых людей. С последним, к слову, в Казахстане всегда было проблематично. Насколько ведомство сможет справиться с многочисленными проблемами, особенно касающимися трудоустройства данной категории населения и не желающей «быть выброшенной за борт» в силу возрастных изменений, пока сказать трудно. Хотя бы потому, что не было указано ни одной ссылки на более продвинутые в этом отношении страны, которые давно и успешно обеспечивают своих пенсионеров и просто пожилых людей гарантированными методами социальной защиты.
Что касается усиления соцзащиты матери и ребенка, дополнительно предусмотрены следующие адресные меры.
— С начала года продлен срок выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет, причем до конца года планируется охватить этим более 800 тысяч семей.
— Гарантированный социальный пакет детям в возрасте от 1 до 6 лет из числа получателей адресной социальной помощи теперь предоставляется в денежном выражении – до конца года ее планируется предоставить 212 тысячам детей.
— С 1 июля размер пособия многодетным матерям, награжденным нагрудным знаком «Алтын алқа», увеличится до 7,4 месячного расчетного показателя и начнет выплачиваться 90 тысячам матерей.
Кроме того, по словам главы ведомства, в новом кодексе будет большое внимание уделено казахстанцам с особыми потребностями.
— Основная цель – увеличение пособий лицам с инвалидностью, а также сделать более доступными для них специальные социальные услуги. Для этого с 1 июля размер их пособия, а также лицам, осуществляющим уход за ними, семьям, потерявшим кормильцев, увеличится на 14,5 процента. С учетом увеличения размера пособий с начала года размер таких выплат увеличится в целом на 23 процента по отношению к уровню прошлого года, – пояснила Дуйсенова. Добавив, что «предусматривается и вовлечение членов семей в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность – родственники будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями».
Также она отметила, что в последнее время часто поднимается вопрос обеспеченности качественными техническими средствами реабилитации. И министерство решило рассмотреть два способа его решения.
Первый – в текущем году стартует проект «Инновационная фабрика технических средств реабилитации», реализуемый совместно с фондом «Қазақстан халқына», который позволит нуждающимся получить доступ к дорогостоящим средствам реабилитации.
Второй – полностью будет пересмотрен классификатор технических средств реабилитации, которые будут предоставляться в зависимости от индивидуальных потребностей каждого гражданина. Данный способ обещают ввести на практике в конце года.
И, наконец, отдельный раздел будет посвящен пенсионным накоплениям.
— Для повышения размера пенсии и обеспечения финансовой устойчивости системы в начале года были изменены параметры расчета размеров базовой и трудовой пенсий. В результате применения механизма дифференциации размер минимальной базовой пенсии вырос до 21 процента. Это была социальная поддержка пенсионеров с низкими пенсиями. А для будущих пенсионеров с 1 января 2024 года будут уплачиваться дополнительные пенсионные взносы со стороны работодателей, – подчеркнула Тамара Дуйсенова. Также еще одной из новелл Социального кодекса станет предоставление вкладчиком ЕНПФ возможности передачи 50 процентов своих пенсионных активов частным управляющим инвестиционным компаниям по своему самостоятельному выбору. Возможно, для кого-то данное новшество окажется привлекательным, однако надо признать, что для большинства отечественных пенсионеров, едва сводящих концы с концами, вряд ли это станет большим подспорьем или вообще вызовет интерес.
Остается добавить, что почему-то при озвучивании положений Социального кодекса оказались обойдены вниманием едва ли не самые уязвимые слои населения, которым, действительно, нужна реальная помощь – пострадавшие от взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне, проживающие в зонах экологического бедствия, принимавшие участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и воины-афганцы.
Ну, или обо всех этих категориях просто «забыли» упомянуть.
Астана