Основой экономики было сельское хозяйство. Индейцы выращивали “три сестры”: кукурузу, тыкву и фасоль. Вместе они дают самый оптимальный для местных условий комплекс с лучшим выходом продуктов питания. Но это еще и достаточно сложный метод культивирования. Он требует труда и методичности. Как правило, женского. Работать на земле было не мужским занятием.
Больше двух третей пищи давало земледелие. Таким же большим было и влияние женщины на жизнь в общине.
Жёны правили семьями, на них лежала ответственность за хозяйство, пока мужчины были в походах. Вся мифология завязана на культе родительницы. Есть даже танцы, где показаны мучения при родах.
Задача мужчин – быть воинами и охотниками. Охота давала мясо и шкуры для одежды.
Но в XVI веке на Миссисипи прибыл конкистадор Эрнандо де Сото. Закованные в железо испанцы откровенно напугали аборигенов. Отряд в 600 солдат спокойно прошелся по всему современному югу США. Потом испанцев индейцы, конечно, разгромили. А лошади конкистадоров ушли в прерии. Где одичали и превратились в мустангов.
Новое животное перевернуло жизнь местных жителей. Сначала на лошадей просто охотились. Затем увидели, что их можно оседлать. Конные воины стали силой, которой трудно противостоять. Пять племен создали свою кавалерию, благодаря чему смогли выжить.
Затем воины открыли, что они могут и охотиться верхом. Главным образом на бизонов. По оценкам экологов, в XVI–XVIII веках в степях Америки жило более 60 миллионов бизонов. Одна голова – тонна живого веса. Забей животное – и семья может кормиться им всю зиму.
С появлением лошади часть племен перешла от земледелия к охоте. От оседлой жизни к кочевой, следуя за бизонами.
Охота стала более продуктивным делом, чем фермерство. Экономические условия изменились. И отношения внутри рода тоже. Теперь главный кормилец семьи – мужчина. У индейцев развился культ мужчины-победителя.
Женщина отошла на второй план: она только мать. Часто ничего не решает. Ее работа – обработать и сохранить добычу, которую принес мужчина.
Самым жестким наказанием для провинившегося мужчины было отстранение его от охоты и подчинение женщинам, в помощь. Это мог быть охотник-неудачник, трус, воин, ослушавшийся приказа…
В начале века Северо-Американские Штаты (САШ) купили у французов территорию Луизианы. Это не современный одноименный штат. Это весь современный Средний Запад и часть южных штатов. Тогда перед североамериканцами встала проблема: что делать с индейцами?
Просто отодвинуть племена, как в Новой Англии, не получилось. По боевым качествам жители прерий мало уступали кавалерии. Торговля поставляла им огнестрельное оружие. А война с бледнолицыми давала много возможностей для проявления мужественности и доблести.
Набеги армии на поселения индейцев дорого обходились военным. Тогда американцы дополнили тактику: белые стали истреблять продовольственную базу врага – уничтожать бизонов. Их расстреливали военные, торговцы, охотники, поселенцы, строители железных дорог. В год убивали по 1–2 миллиона животных.
Без продовольственной базы аборигены начали капитулировать. До 1860-х годов Вашингтон переселил практически все племена бывшей Луизианы на Великие равнины. Потом здесь были созданы резервации.
Уже оседлых индейцев пытались научить “белой” экономике, но ничего не получалось. Главная производственная сила – женщины – так и осталась бесправной. В результате все общество измениться не успело и затухло. Более того, само слово “скво” – “женщина” – стало оскорбительным для большинства индейских женщин. Означало “шлюха” и т. д.
Экономические условия в Казахстане изменяются еще быстрее. Страна нахрапом перешла от социализма к дикому капитализму. Поколение охранников и банкиров: во что превратилась экономика Казахстана
Общество разделилось на бедных и богатых. Вы заметили, слово “блатной” пропало. Его заменил “крутой”.
Тот, кто может решить проблему силой или деньгами. Уже выросло поколение детей крутых. Молодежь перестала уважать старость. Идолом стали деньги. Общество ломается.
Те, кто видит это, стараются поднять волну общественного возмущения. Вспомните мем “уят”. Но это почти бесполезно.
Стыдно не будет. Кого стыдиться? Бедных? Пусть смотрят и завидуют! Можно избить девушку, живущую в тренде. Завтра появится новая. Можно закрыть клуб со стриптизом – откроется другой.
Система, которой трудно противопоставить просто национальные ценности. Для этого нужна своя система, которая будет пронизывать всю жизнь общества – от образования до экономики. А иначе мы легко будем принимать чужие ценности и веру и легко дойдем до того, что на самом деле будем сжигать своих покойников.