Жизнь человека без жилья порой похожа на жизнь пещерного человека из далекого каменного века. Зимой часты обморожения, хронический бронхит, пневмония. А когда бродяги забираются погреться в подвалы и тепловые коллекторы, то засыпая на горячих трубах, получают страшные ожоги. Они разводят костры в глухих подвалах и задыхаются от угарного газа. Питаются тем, что не едят даже бродячие животные. Истощение вызывает у них резкое снижение иммунитета, при котором любая ссадина может оказаться смертельной. Заражение крови, или сепсис, является одной из основных причин высокой смертности бомжей. Их одежда и нестриженая шевелюра кишат множеством паразитов. Мне доводилось видеть маргинала, у которого волосы шевелились от расплодившихся в них вшей.
Беспорядочные половые контакты приводят к распространению венерических заболеваний, вплоть до СПИДа, а алкоголь – к быстрому разрушению печени. Гепатиты и циррозы почти у каждого.
За годы практики на “скорой помощи” я повидал всякое: как пьяному бомжу глаза выклевывали птицы, как заживо их поедали крысы. Коллеги рассказывали, как в лихие 90-е бомжей отлавливали для частных зверинцев в качестве корма. Ну чем не жизнь пещерного человека? При обследовании бездомного понимаешь: одним-двумя диагнозами не обойтись. Чаще всего это универсальное поражение всех органов и тканей – полиорганная патология. И каждое из заболеваний в крайне запущенной стадии. Поступает в отделение такой маргинал с травмой черепа, так несчастному нейрохирургу десятка два специалистов на помощь требуется – начиная от инфекциониста и заканчивая токсикологом. А у нас нейрохирургия – в одном конце города, токсикология – в другом, инфекционная служба – в третьем. А если к тому же у него и туберкулез?!
Многие возмущаются: мол, как так, врачи и не помогают больному, ведь это – человек! Но еще больше они возмущаются, когда этот – да, человек, но насквозь больной и грязный, дурно пахнущий – лежит с ними в одной палате или даже в больничном коридоре.
В нашей стране каждый человек имеет право на медицинское обслуживание, в том числе и бродяги. Можно даже создать определенные институты социальной защиты бомжей с принудительной профилактикой заболеваний. Но есть один нюанс: многие из бездомных вполне довольны своей жизнью и ничего менять не желают. Грязь, антисанитария для них – своеобразный символ свободы. Хотя и это тоже диагноз…
Андрей ЭПИКТЕТОВ, врач-реаниматолог