Астана строилась стремительно. А потому работы тут хватало. В новую столицу с первых дней устремились молодые и не очень люди, “заточенные” на карьерный рост в госслужбе и крупных компаниях. Понятно, что всей этой чиновничьей армии нужна была инфраструктура – товары и особенно услуги: где-то надо было есть, отдыхать, да и элементарно одежду постирать-почистить.
Здесь и нашли себе применение предприниматели. Как местные, так и приезжие. Причем последних с каждым годом все больше. Сегодня в Астане активно действует более 56 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.
Как и любая столица, Астана – город с административным “окрасом”. Весь левый берег, престижные жилые комплексы и коттеджи населены “белыми воротничками”. В арендном жилье и домах “по госпрограмме” проживают госслужащие рангом пониже и с зарплатой пожиже. Они легко узнаваемы по усталому взгляду и позднему появлению в магазинах. Сбудутся ли их амбициозные надежды на дальнейшее продвижение по службе, неизвестно, но пока тяжек и не нормирован их труд на бюрократической “пашне”.
Госслужбе посвящено все их время, зачастую без выходных и праздников. А если это молодая женщина – совсем караул.
– Прихожу домой часов в 10 вечера, – недавно жаловалась одна из министерских сотрудниц. – Сил нет даже сказку на ночь ребенку почитать. Муж тоже на госслужбе. Растет ребенок сиротой при живых родителях.
Так что престижное место работы не так уж дешево дается. Как и достойная зарплата. Статистика “на выходе” оплату труда в сфере государственного управления обозначает на уровне 180 тысяч. В финансовой деятельности – 325 тысяч. А вообще средняя заработная плата астанинцев – 159 тысяч тенге. При этом следует учитывать, что одно из исходных слагаемых – это жалованье первых руководителей, которое намного выше оплаты труда рядовых работников.
Спрос превышает предложение
Разумеется, далеко не все 555 тысяч трудоспособного населения Астаны вкалывают в министерско-ведомственных кабинетах. Большая часть горожан трудятся в сфере услуг, торговли, строительства, меньшая занята реальным производством. Работой в системе образования и здравоохранения. Если учесть, что в Астану ежегодно прибывает 45–46 тысяч человек в надежде найти тут работу, казалось бы, рынок труда должен быть переполнен. Но это далеко не так.
Достаточно открыть местные газеты – и увидишь: “требуются, требуются, требуются”. Кого только не ждут в организациях и предприятиях города – от директоров и помощников руководителей (и такие предложения не единичны) до грузчиков и сторожей. Причем во многих объявлениях отчаянно указывают: “Срочно!”.
А вот в зарплатах – большой разбег. Например, водителям предлагается оплата от 30 тысяч тенге до 180–200 тысяч. Бухгалтеру – от 80 тысяч до 250. Ищут даже разнорабочих – от сдельной оплаты (с проживанием, питанием и спецодеждой) до 150 тысяч. Особый спрос – на воспитателей детских садов, преподавателей, кладовщиков, продавцов, парикмахеров, поваров, официантов, домработниц, швей и дизайнеров. Кстати, домработнице с опытом работы готовы платить за полный рабочий день от 100 тысяч тенге и выше в месяц.
Интересно, если еще лет десять назад в объявлениях указывался желательный возраст сотрудников – от 30 до 35 лет, нынче ситуация круто изменилась. Многие работодатели предпочитают принимать на работу опытных сотрудников в возрасте. Мой знакомый предприниматель долго искал секретаря-делопроизводителя и в итоге принял 57-летнюю женщину. Пояснил: “Мне не модель нужна, а дельный сотрудник”.
Даже в центре программирования правительства пожелали работать со специалистом старше 60. Удивительно, но факт.
А инженеров-сметчиков, проектировщиков, инженеров-строителей, связистов “советского периода” вообще “днем с огнем ищут” и друг у друга сверхвысокой оплатой переманивают.
Откуда безработные?
Но вот вопрос: почему при таком спросе в Астане около 24 тысяч только официально числящихся безработных? Это большей частью молодежь. Причем в эту группу входят не только не имеющие профессии, но и выпускники вузов без опыта работы. Ситуацию сейчас пытаются поправить центры занятости населения через программы молодежной практики.
– Таким образом в прошлом году удалось временно трудоустроить 600 молодых специалистов, – говорит руководитель центра занятости Астаны Олжас Кобланды Омар. – Половина из них были приняты после практики на постоянное место работы. Те, кто не имеет профессии, обучаются у нас на бесплатных курсах. Вот скоро мы выпускаем 25 монтажников-кабельщиков, заканчивают обучение 25 медсестер, комплектуем группу дизайнеров…
Есть два “но” при подготовке специалистов: перед поступлением на курсы нужно заручиться гарантийным письмом от работодателя, а далеко не все готовы ждать специалиста 10 месяцев. И второе: жить весь период обучения курсант должен на 12 тысяч стипендии.
Сам себе начальник
Многие жители Астаны предпочитают организовать себе рабочее место самостоятельно. Обычно это традиционные услуги по ремонту автомашин или квартир, частному извозу, доставке грузов, а также торговля в бутиках и на базарах. Кстати, базары “сожрали” немало хороших специалистов. Бывшие инженеры, техники неохотно возвращаются из-за прилавка в производство.
– Сейчас я сам себе начальник. Пока по профессии работал, и унижали меня, и с оплатой обманывали. Хватит, – поясняет Николай, бывший инженер-электрик, ныне автослесарь.
“Рукастые” мужчины в Астане востребованы. Весьма популярна здесь услуга “Муж на час”. У чиновников неважно обстоят дела с работами по дому – ни гвоздь забить, ни люстру повесить. А умелец за 2 тысячи в час кучу дел по хозяйству переделает. Параллельно возникла и услуга “Жена на час” – на радость холостякам и занятым на службе женам.
Есть в столице и несколько “пятаков”, где можно нанять работников на день-другой.
Спрашиваю у Талгата, приехавшего в Астану с юга: почему он здесь, на “пятаке”?
– Сначала в строительной бригаде работал – нас с оплатой “кинули”. Потом дорогу строил – половину обещанного заплатили. А здесь я почти каждый день имею как минимум 3–4 тысячи, а то и больше. Хочу – работаю, хочу – нет.
Вообще-то Талгат имеет дефицитную в Астане профессию плотника. Но, прижившись на “пятаке”, официально работать уже не желает.
Надо сказать, многие жители Астаны не рвутся на постоянную работу “с девяти до шести”. У кого есть возможность, сдают в аренду жилье, машины, дачи, гаражи, помещения под склады – у кого что есть. В частном секторе масса домов с многочисленными пристройками для квартирантов.
Меж тем столичный рынок труда задыхается без работников массовых профессий, без специалистов, без опытных руководителей. То есть испытывает острую нехватку “синих воротничков”. Потому что без них “белым воротничкам” управлять некем.