О сотрудниках милиции, которые отдали свои жизни, спасая людей от озверевших бандитов, рассказала бывший директор музея ДВД города Алматы Людмила Михайловна КОЛЕСНИКОВА.
Бандиты резали своих земляков
– Касым Жаманов начал свою службу в органах ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР) двадцатилетним пареньком в начале 30-х годов. В то время на стыке двух областей – Карагандинской и Семипалатинской, в урочище Аксай Абралинского района, обосновалась свирепая банда братьев Кимпрбаевых, – рассказывает Людмила Колесникова. – Люто ненавидели они Советскую власть. Бандиты убивали активистов, жгли дома, всячески мешали коллективизации в близлежащих районах.
Они были изворотливы, хитры, хорошо вооружены. Долгое время их не удавалось выследить. Кимпрбаевы появлялись обычно там, где их меньше всего ожидали, и так же внезапно уходили.
На ликвидацию банды были отправлены 25 человек под командованием начальника Абралинского ОГПУ Джамалетдинова. Однако в урочище Аксай отряд был окружен и взят в плен. Избитых и окровавленных бойцов под усиленной охраной держали на зимовке.
Эта весть подняла на ноги всех коммунистов района – был сформирован новый отряд ОГПУ. Связным в нем был 20-летний Касым Жаманов. На помощь подоспели регулярные части ОГПУ. Вскоре банда была разгромлена, а ее главари братья Кимпрбаевы, бросив своих головорезов на произвол судьбы, скрылись.
Уже тогда Касым Жаманов решил, что его место только в рядах чекистов. Он видел, сколько слез и горя приносят его землякам такие, как Кимпрбаевы.
– Во время войны в Ульяновском районе Карагандинской области орудовали три бандитские шайки, состоявшие из уголовников и дезертиров. Но ночам они нападали на одиноких людей, убивали и грабили, – продолжает рассказ Людмила Колесникова. – Касым Жаманов к тому времени был уже лейтенантом милиции. Он ненавидел этих отщепенцев, стрелявших в спину народа, боровшегося с фашизмом!
В 1942 году Жаманов возглавил группу работников милиции по ликвидации преступных групп.
Касым знал, что некоторые из бандитов время от времени появляются у своих родственников. Милиционеры решили убедить жену дезертира Карипбаева, чтобы та помогла задержать мужа. После долгих уговоров женщина согласилась. В доме устроили засаду. Ждать пришлось недолго. Карипбаев пришел за продуктами. Воспоминания знаменитого опера: как поймали опытного медвежатника и раскрыли жуткое убийство в Алма-Ате
Как только он отставил в угол ружье и бросил на стол револьвер, милиционеры молниеносно обездвижили бандита. И вскоре он уже давал показания на подельников.
– Но не всегда бывало так гладко, – поясняет Людмила Михайловна. – При задержании другого преступника – Жумагулова, в совхозе им. Пушкина пришлось действовать без подготовки. Это был дерзкий, хитрый и осторожный враг. Касыму стало известно, где он скрывается. Группа милиционеров внезапно ворвалась в дом, но бандит схватил ружье и готов был выстрелить в упор. Жаманов ногой ударил по стволу, и заряд пришелся в потолок. Опоздай он на долю секунды – и трагедии было бы не избежать.
Им некогда было бояться
– Еще один сотрудник милиции также считал, что бороться с преступностью нужно везде и всегда, – вспоминает Людмила Колесникова. – В мае 1963 года младший лейтенант милиции Федор Туркин, работавший старшим оперуполномоченным уголовного розыска Павлодарского городского отдела милиции, приехал по делам службы в столицу нашей республики. Ему казалось, что лучше этого города нет на свете. Он восхищался утопавшими в зелени домами, прекрасными фонтанами и чистотой улиц. Проходя мимо Театра юного зрителя, что был на улице Калинина, увидел двух пьяных, которые громко ругались и приставали к прохожим.
И что удивительно: здоровые, сильные мужчины проходили мимо и делали вид, что ничего не замечают. Федор сделал хулиганам замечание и потребовал прекратить безобразие.
В ответ раздались площадная брань и угрозы.
– Ковыляй, парень, пока ходули целы, – выдохнул один из них.
Тогда Туркин предъявил служебное удостоверение и предложил им следовать в отдел. У хулиганов мгновенно пропала охота куражиться, и они трусливо бросились бежать. Но от Федора было трудно уйти. Он быстро задержал одного из парней. Тот извивался, пытаясь вырваться, и неожиданно ударил милиционера ножом.
Удар пришелся в сонную артерию и оказался смертельным. Федор Туркин погиб на месте.
– Караганда, – второй по величине в то время и благоустройству город Казахстана, – продолжает рассказ Людмила Михайловна. Там рядом с привычными и известными всем названиями улиц встречаются улицы Григория Красюкова, Павла Резника, Еркена Ахметова, Каирбека Кожакова, Никанора Бутенко. Кто они? Работники милиции. Их именами благодарные карагандинцы назвали улицы шахтерской столицы.
В городе всегда было принято шумно и весело праздновать Первомай. Этот день в 1957 году выдался ясным и теплым. Вечерняя Караганда была расцвечена огнями и транспарантами, улицы светлы, как танцевальные залы.
Однако всегда находятся граждане, которые любят узкие щели и темные углы. Именно такие личности и были ежедневной заботой младшего сержанта Каирбека Кожакова.
Особенно беспокоил его рынок. Именно сюда стекались по ночам пьяницы, хулиганы и прочий сброд. Днем 1 Мая, завернув по пути к рынку на маленькую улочку, Кожаков увидел, как трое здоровенных парней сбили с ног пожилого человека и торопливо обшаривали его карманы. Увидев милиционера, грабители бросились бежать. Потерпевший указал на одного из нападавших, который сбил его с ног. Каирбек погнался за ним. Верзила петлял между базарных киосков, ларьков и повозок, стараясь уйти. Но милиционер был выносливее. Широкая спина грабителя была уже близко. Вот он свернул за угол киоска и понял – не уйти. Два дела оперативника Калиева: как раскрывал загадочные преступления легендарный казахский милиционер
Тогда преступник выхватил нож, и, как только сержант выскочил из-за угла, ударил его в грудь. Каирбек обхватил бандита и навалился на него всем телом. Когда подоспели товарищи, сердце отважного милиционера уже перестало биться, а руки крепко держали преступника.
Героя похоронили с воинскими почестями, а исполком Карагандинского городского Совета депутатов трудящихся назвал именем Каирбека Кожакова один из переулков. Пусть его помнят люди, он заслужил эту благодарную память своей короткой, но яркой жизнью.
Еще один карагандинец оставил о себе светлую память землякам.
В холодную ноябрьскую ночь 1959 года Еркен Ахметов возвращался домой после дежурства.
Жил он в Старом городе (район Караганды). Когда проходил мимо дома № 95, что на Линейном проезде, вдруг из окна выскочил человек. Вслед за ним – другой, и оба побежали к трамвайной остановке. Еркен быстро пересек улицу и вышел им наперерез. Столкнулись лицом к лицу.
– Пойдете со мной в милицию! – строго приказал Ахметов.
– Ладно, старшина, не шуми. Возьми четвертную и отваливай, – предложили преступники. Еркена словно огнем обожгло.
– А ну, руки вверх и марш вперед! – скомандовал Еркен.
Преступники бросились наутек, старшина – за ними. Он знал, что грабители скоро выдохнутся, он это чувствовал.
Но вдруг один из них метнулся в сторону, присел за небольшой заборчик, и тотчас оттуда раздался выстрел из обреза. Картечь ударила милиционеру в грудь.
– Не уйдете, гады! – успел крикнуть Еркен, но второй выстрел был сделан в упор…
– Мы помним Еркена Ахметова как отважного бойца, – говорит бывший директор музея ДВД Алматы. – Помните его и вы, жители бывшего переулка Паркового, а ныне переулка имени Еркена Ахметова. Он сложил свою голову и за ваше счастье!
Защищая трудящихся, отдал свою молодую жизнь сержант милиции Никанор Захарович Бутенко. Погиб в июне 1961 года, спасая тонущих, и сержант милиции Григорий Красюков. Их именами также были названы улицы в Караганде.
Вечная им память и слава!
АЛМАТЫ