В последнем выпуске нашей газеты корреспондент "КАРАВАНА" вместе с директором образовательного центра “TMpressio” и экспертом ЮНЕСКО Василием ШАХГУЛАРОМ подробно порассуждали на тему того, в чем был плох и в то же время хорош экс-министр образования Ерлан Кенжегалиевич САГАДИЕВ.
Данный материал подтолкнул корреспондента медиа-портала Caravan.kz на своеобразное продолжение этой темы, в связи с чем мы и вспомнили имена казахстанских министров, чьи провалы и далеко неоднозначное поведение надолго остались в памяти отечественной общественности.
Незавершенные проекты и невыполненные госпрограммы (2014)
В 2014 году казахстанские министры подверглись критике со стороны депутатов. Во время одного из пленарных заседаний депутаты мажилиса раскритиковали работу некоторых министерств за провал государственных программ, на которые были выделены значительные средства.
Счетный комитет заявил, что в стране за прошедший (2013) год не освоено более 130 миллиардов тенге. Впрочем, о недочетах своих ведомств тогда заявляли и сами министры. Под шквал критики попал министр образования. С популярным проектом "Е-лёнинг".
— В 115 образовательных учреждениях электронное обучение "Е-лёнинг" так и не было внедрено. Результата нет. Намеченные цели этой программы не выполнены. Как вы планируете ее внедрять? — спросила министра образования депутат мажилиса Гульнар Сейтмагамбетова.
— По программе "Е-лёнинг" мы подготовили новую концепцию. Она прошла независимую оценку. Теперь до конца года мы должны подготовить техническое и экономическое обоснование, — ответил тогдашний министр образования Аслан Саринжипов.
Критикуют парламентарии и многострадальную программу "100 школ, 100 больниц". Депутаты спросили главу минздрава, почему проект, начатый ещё в 2007 году, до сих пор не завершен.
— Сейчас построено только 90 объектов, хотя прошло уже пять лет, а не три, при этом средства из бюджета выделяются достаточные. Прошу вас ответить, в чем причина негативной ситуации, сложившейся со строительством больниц? — спросила депутат мажилиса Елена Тарасенко.
— На 1 января 2016 года данный проект будет реализован. И сразу я бы хотела ответить на вопросы, которые могут возникнуть по поводу качества стройки. У нас на сегодня по 13 есть судебные разбирательства с генподрядчиком. Это тоже имеет место при задерживании сдачи объектов, — пояснила Салидат Каирбекова, занимавшая на тот момент пост министра здравоохранения.
Вопрос неосвоения бюджетных денег коснулся и министерства окружающей среды и водных ресурсов. Глава ведомства признает: госпрограмма по строительству гидросооружений не выполнена.
— То есть, получается, средства выделяются, а не используются, не осваиваются. Скажите, кто несет ответственность за неисполнение данной программы? — задал вопрос министру окружающей среды мажилисмен Мухтар Тиникеев.
И тогда ныне уже покойный Нурлан Каппаров, пожалуй, был единственным министром, кто безоговорочно признал промахи своего ведомства.
— Виновные наказаны. Мы, во-первых, освободили от занимаемой должности председателя комитета водных ресурсов и привлекли к дисциплинарной ответственности шесть человек. Но и вы правильно говорите, что имеет место неправильная организация. И нам надо что-то менять. Мы не снимаем с себя ответственности, — сказал г-н Каппаров.
Нагоняй от Елбасы (2016)
В ходе совещания по актуальным вопросам текущей повестки дня в мае 2016 года Нурсултан Назарбаев отметил важность тщательного разъяснения инициатив государства.
— Мы говорим, что движемся к стандартам ОЭСР, стремимся к 30 развитым государствам мира. У этих стран есть еще один, самый главный стандарт – ежедневная открытость правительства и всех его членов для общества. Там министры всегда оперативно комментируют все вопросы, которые возникают. А у нас что? Информационная работа состоит не только в том, чтобы выйти к журналистам на брифинг и прочитать по бумажке. Наши министры даже на брифингах бегают от журналистов, не отвечают на элементарные вопросы. Сейчас мы министерства сделали органами, определяющими политику в той или иной отрасли. Политик должен говорить с людьми, разъяснять свою позицию, завоевывать доверие общества. Нужно встречаться с народом, прежде всего с теми, кому предстоит пользоваться новыми законами, — цитировал тогдашнего главу государства сайт Акорды.
Тогда же Нурсултан Абишевич подчеркнул, что на портале «электронного правительства» казахстанцы получили более 1 миллиона 200 тысяч госуслуг только за первый квартал. И, как сообщается в информации, Президент отметил, что в единый контакт-центр «электронного правительства» ежедневно поступает более 20 тысяч вопросов по 700 услугам.
— Почему не подключили этот ресурс? Не было ни одного онлайн-разъяснения или консультаций. Очнулись только тогда, когда народ стал задавать вопросы. Поручаю создать единый колл-центр при правительстве – «горячую линию», чтобы разъяснять людям все новые нормы, как ими пользоваться, куда обращаться. И закрепите ответственных людей, чтобы ни один запрос не остался без компетентного ответа. Это касается и регионов, чтобы в каждом из них работали подобные консультационные центры, — отметил Нурсултан Назарбаев.
"Бегущие министры"
Говоря о министрах, которые "даже на брифингах бегают от журналистов, не отвечают на элементарные вопросы", Елбасы, видимо, имел в виду господ Ордабаева и Касымова.
В 2013-м на заседании мажилиса парламента депутаты указали на дверь экс-вице-министру иностранных дел Самату Ордабаеву, который пришел на пленарку неподготовленным. Как оказалось, к беседе с журналистами он тоже не был готов, потому пустился в бега по парламентским коридорам.
Следующий в нашем списке — министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов. Теперь уже бывший глава МВД в 2012 году убегал от журналистов так резво, что в спешке обронил телефон и не сразу смог открыть дверь.
Горе-доклад министра экономики (2018)
В 2018 году теперь уже бывший премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев раскритиковал работу также бывшего министра национальной экономики Тимура Сулейменова из-за вновь созданных компаний на месте приватизированных.
На заседании правительства Тимур Сулейменов, зачитывая доклад об инвентаризации государственных объектов, отметил, что на месте приватизированных компаний были созданы 168 новых, которых быть не должно.
— В чем суть этой инвентаризации? Мы одной рукой сокращали, другой еще больше соорудили. Почему создается все это? Одно ликвидировали, тут же создали новое, то же самое. Мы завершили инвентаризацию, отчитались перед главой государства, поручение выполнено, работа завершена. Теперь вы говорите, что после инвентаризации появились 168 новых объектов. Почему? – настойчиво спросил Бакытжан Сагинтаев.
Министр объяснил, что 168 компаний – это компании, которые после инвентаризации дополнительно были отправлены на приватизацию.
— 168 организаций — это мы плюсом добавили в прошлом году в план приватизации, нам дополнительно поставили на приватизацию, – ответил министр.
На что Сагинтаев требовал ответить, были ли созданы новые организации. В свою очередь Тимур Сулейменов попросил время, чтобы предоставить позже точную информацию.
— Вы пришли сегодня с докладом. В голове надо держать, а не у подчиненных потом требовать справку. Поэтому и получаются у вас новые предприятия, потому что нет контроля абсолютно. Что хотят, то и делают! – заявил Сагинтаев.