Озабоченность казахстанца по поводу коммунальных услуг бывает очень даже созвучна с претензиями берлинца либо мюнхенца к их ЖКХ.
Хотя и у немцев подходы к потреблению воды, тепла, электроэнергии тоже совершенно различные. Есть и свои крайности, и своя золотая середина.
Проще всего это уяснить, начав с мнения новичков – женщин постсоветского пространства, врастающих в новый для себя быт.
Жены и невесты коренных обитателей ФРГ весьма эмоционально делятся первым своим ошеломлением по поводу германской коммуналки. Особенности стилистики и грамматики комментариев на ресурсе “Иностранка” для живости восприятия сохраняю.
“Моя свекровь обманывает счетчик!”
Tatyana: “Когда я впервые увидела, как муж посуду моет, слегка обалдела. Наберет в раковину немного воды, намылит все, вытащит… Потом наберет еще немного воды, в этой воде всю посуду прополоскает, вытрет полотенцем и убирает. Я ему говорю, что моющее средство не смывается таким образом и потом с пищей попадает в желудок. Стала мыть сама. Так поначалу он мне высказал, что я много воды лью, а надо чуть-чуть.
А недавно у свекрови увидела такую картину: в раковине стоит маленькое ведро, и в него тонюсенькой струйкой льется вода. Спрашиваю: зачем? Ответ: когда вода медленно льется, то счетчик не крутится, и можно набрать воды, чтобы чайник вскипятить и суп сварить…”
Наталья: “Я вообще очень люблю и ванну принимать, и под душем подольше постоять. У нас стоимость воды включена в Nebenkosten. В договоре найма квартиры прописано, что один раз в году производится контроль и потом перерасчет. Так как у нас в квартиpе мы никаких счетчиков не нашли, то думали, что особого учета воды не ведется, и, честно говоря, особо не экономили. Но в начале февраля к нам пришел хаусмайстер и с помощью какого-то приборчика, даже не входя в квартиру, снял показания с наших датчиков, которые стоят на радиаторах отопления, кроме того, он сказал, что снял таким же образом и показания со счетчиков воды. Но где находятся эти счетчики, мы до сих пор не можем найти. Теперь мы стали более разумно использовать воду. Душ принимать быстрее, ванной наслаждаться 1 раз в неделю…“
Yulek: “О сливе не надо забыватъ! Естественно, мы не можем купаться, стирать и мыть посуду, не используя слив! А он тоже под контролем! Ну а что касается принятия ванны, извините за подробности, но мы вдвоем с мужем принимаем…”
Lara: „Мы живем в своем доме, отопление у нас электрическое. Заходишь в комнату, включаешь батарейку, нагревается очень быстро. Уходишь – выключаешь. Я постоянно мерзну, свой домашний гардероб пересмотрела кардинально. В нем появились теплые пижамы, шерстяные носки и теплые кофты на ночь“.
lapulja: „Я каждый раз, когда на родину возвращаюсь и ванну принимаю, думаю о том, какое это маленькое счастье – не бояться счетчика! А в Германии, если честно, как открываю кран, так внутри счетчик включается…“
Что почем и кому за что
Упоминавшееся Nebenkosten – это так называемые „побочные расходы“. Они при аренде жилья в ФРГ (а здесь до конца жизни своей снимает дом или квартиру чуть ли не каждый второй!) приплюсовываются к „холодной“ арендной плате. Которую зовут Kaltmiete. То есть имеется при заключении „митфертрага“, договора о найме жилья, базовая цена. И есть то, что мы называем коммуналкой.
По федеральным законам “фермиттер”, то есть владелец квадратных метров, вправе запрашивать за них столько, сколько он пожелает. На практике же реальную стоимость диктует не только предложение, но и спрос на рынке жилья. Где каждый обязан учитывать сложившуюся в данном месте среднюю цену. К тому же местные власти рекомендуют сдатчику не наглеть, придерживаясь посильного для граждан уровня.
Складывается же этот уровень из различных эксплуатационных расходов в первую очередь. Их перечень – отдельная песня. Ведь депутаты бундестага, помня о необходимости постоянно бороться за симпатии электората, не одно уже десятилетие расширяют права квартиросъемщиков. Жестко определяя список тех жилищно-коммунальных услуг, оплату которых владельцам жилья разрешается перекладывать на плечи арендаторов.
Однако съемщику все равно приходится непросто. На него взвалена куча расходов: на отопление, электричество, на холодную и горячую воду, а также на приобретение, установку и замену счетчиков, на пользование системой канализации, на вывоз мусора, на освещение и уборку лестничной клетки, на эксплуатацию и ремонт лифта, на кабельное телевидение…
Хозяева также вправе требовать от своих жильцов оплату труда домоуправа – хаусмайстера. Берут и за уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, за содержание детской площадки, за покупку средств борьбы против насекомых и даже за вызов трубочиста.
Плюс страховки на случай пожара или природных катаклизмов.
Вот и получается, что семья, снимающая очень небольшую по немецким меркам квартиру, где-то метров 80 квадратных, дополнительно к “холодной” арендной плате – Kaltmiete – ежемесячно очень даже ощутимо приплачивает. И если в очень дорогом Мюнхене в самом престижном районе кто-то перечисляет за указанную выше площадь полторы тысячи евро в месяц, из них треть будет коммуналка!
Экономия на государственном уровне
Всемирно известная немецкая прижимистость в связи с такими тратами становится особенно актуальной. Еще в 20-х годах прошлого века Германия первой в мире ввела индивидуальный учет тепла. До 1933 года было установлено примерно 32 тысячи так называемых алокаторов – приборов, фиксирующих каждую килокалорию энергии, отданной помещению. Именно такая система учета и контроля помогла немцам снизить затраты энергоносителей более чем на треть!
Приемов экономии множество. Например, уменьшается теплопроводность стен. Постоянно оптимизируются системы отопления и горячего водоснабжения, система вентиляции и кондиционирования, источники света и бытовая техника. Ибо они поглощают более трети всей энергии, потребляемой Германией.
Еще одно стратегическое направление – возобновляемые источники света и тепла. Пока в стране работает почти шесть миллионов бойлеров на жидком топливе. И всего около миллиона – на биотопливе и биогазе.
Но государство поощряет новаторов: тем, кто меняет старую конструкцию на современный бойлер в комбинации с источником “зеленой” энергии, компенсируют до 15 процентов от произведенных ими вложений.
Все больше горячей воды в Германии производится с помощью солнечных коллекторов. Другая интересная тенденция – увеличение доли тепловых насосов. Это особого рода устройства, устанавливаемые, к примеру, в канализационных стоках. Ведь вода “на входе” в дом существенно более холодная, чем та, что сливается в канализацию. Тепло, затраченное на подогрев воды внутри дома, раньше пропадало впустую. Теперь же рачительные немцы новый тип насосов используют для возвращения немалого числа килокалорий.
Еще один современный профиль – низкотемпературные бойлеры. Расходы на отопление в особняках, оснащенных такой системой, существенно ниже расходов на традиционное высокотемпературное отопление.
К бережливости приучаются веками
Регионы тоже не стоят на месте. Баварская столица, к примеру, важнейшим пунктом развития своих коммунальных служб сделала именно энергосбережение. Выделяя на это из городского бюджета от десяти и более миллионов евро в год.
Раньше одним из самых энергопотребляющих объектов была Мюнхенская ярмарка. Теперь на крышах шести гигантских зданий своего комплекса она разместила солнечные батареи. Которые вырабатыват 10 миллионов киловатт в час – это потребности в электроэнергии поселка с четырьмя тысячами особняков.
А еще Мюнхен воздвиг так называемый “экологический символ города” – ветроэнергетическую установку в районе Фретманинг на горе Мюльберг. Дающую в год 2,3 миллиона киловатт-часов энергии.
Из-под земли здесь извлекают воду с температурой в 90 градусов при помощи геотермальной электростанции. Намерены построить еще одну…
Цент евро бережет
Что же до усилий индивидуальных, то подними иного, даже очень хорошо зарабатывающего, бюргера с постели, и он как таблицу умножения тут же отчеканит: “Десятиминутный очень горячий душ обойдется мне в 85 центов, купание в ванной – 1,9 евро, расход воды в стиральной машине за один раз – 70 центов, смыв в унитазе при нажатии на большую клавишу, опустошающую весь бачок, – 11 центов”…
Приобретая стиральные и посудомоечные машины, морозильники и холодильники, немцы берут более дорогие, но энергоэкономичные приборы. Но при этом СМИ просвещают: “Можно добиться того, чтобы ваш “расточительный” холодильник класса С начал сберегать киловатты лучше холодильника класса А! Чаще проветривайте кухню, отключайте на ночь батарею отопления, как можно реже и ненадолго открывайте дверцы…”.
Учитывая, что электроплиты в ФРГ – главный пожиратель энергии, им посвящаются чуть ли не целые трактаты экспертов:
“…Конфорки-блины забирают куда больше энергии, чем плита со сплошной стеклокерамической панелью. Ступенчатая регулировка нагрева требует больше киловатт, чем плита, снабженная плавной регулировкой. Каждые два часа работы духовки обходятся в 70, а то и 90 центов!“.
Домохозяйки в ФРГ, кстати, почти всегда выбирают кастрюли с толстым дном. Ведь они дольше сохраняют тепло, и готовка в них обходится пусть на копейки, но дешевле.
Помогает также продуманный выбор поставщиков света, тепла, воды… Потому что у каждой из конкурирующих компаний не только свои тарифы, но и свои плюсы-минусы. В зависимости от этого иной квартиросъемщик или собственник дома порой за довольно короткий срок меняет несколько фирм-поставщиков.
В общем, при всем высоком уровне достаточно комфортной, умно продуманной жизни немцы действительно стремятся экономить.