И теперь в доме, где подрастает Жангирхан, на почетном месте стоит шокпар “Наурыз”, а его создатель – Нұрлыбек БҰЛЖАН – самый дорогой гость.
Потомок батыра
Нұрлыбек Бұлжан – уроженец села Күршім Восточно-Казахстанской области. Его родители – Рәбіл-ата и Зағипа-әже – воспитали девятерых сыновей и трех дочерей. После армии, в 1993 году, Нұрлыбек остался в Алматы. Он ученик знаменитого Мустафы ОЗТЮРКА, чемпиона мира по таэквондо. Является мастером спорта по боксу, как и три его брата, обладатель черного пояса по таэквондо. Спортсмен питает любовь к высокой поэзии – в свет вышли две книги акына Нұрлыбека.
А еще он желанный гость на тоях по всему Казахстану: талант тамады, помноженный на вокальный и исполнительский дар (поет, играет на домбре и гитаре), востребован во всех уголках необъятной страны. Приглашают нашего героя и для проведения обрядов беташар и тусау кесу.
– У Рахима и Сауле после трех дочерей долгое время не было сына. После восьми лет ожиданий они как-то пригласили меня на Наурыз, чтобы я дал бата (благословение). Тогда же я подарил главе семейства шокпар ручной работы. Через год без помощи медицины в мир пришел Жангирхан – чудесный малыш, который растет не по дням, а по часам, радуя родителей смышленостью и силой батыра. В честь рождения сына отец позвал гостей, устроил большой той, а мне подарил лошадь. А местный акын Хасен ЗӘКӘРИЯ, услышав об этой чудесной истории, посвятил мне и шокпару балладу, – рассказывает Нұрлыбек Бұлжан.
“Ер қаруы – бес қару” (“воин владеет пятью видами оружия”), говорили казахи.
Шокпар (палица, булава) – один из них наряду с луком и стрелами, мечом (саблей), топором и копьем.
Древнейшее ударное оружие из дерева имело форму тяжелой дубины с головкой, окованной металлом или утыканной остроконечными шипами, и весило оно порядка 16 килограммов.
– Искусство изготовления шокпара пришло ко мне от Всевышнего и предков. Мой ата-баба – Көкжарлы Көкжал Барақ батыр – был правой рукой Қабанбай батыра, с Бөгенбаем вместе ходили в бой, – рассказывает Нұрлыбек-аға, являющийся представителем седьмого поколения батыра. Оружие предков
Чтобы жузы жили в мире
На изготовление одной булавы в его домашней мастерской уходит около месяца. Наш герой воссоздает оригинальные шокпары – те, с помощью которых казахские батыры одерживали победу в битвах, а не массовку, что предлагают на базарах.
– Материал я ищу в лесах, использую березу, дуб, карагач. Потом сушу дерево, придумываю дизайн – для каждой булавы свой, покрываю будущее оружие олифой, лакирую, – говорит мастер.
О дизайне шокпаров, выходящих из рук талантливого автора, скажем отдельно.
Каждая палица имеет свое имя, содержит глубокий смысл, передаваемый через асык (кость овцы и одноименная знаменитая казахская игра) и бусины.
– Вот, взгляните: три жемчужины – они символизируют три казахских жуза. Пусть Старший, Средний и Младший жузы живут в мире и согласии – такой посыл. Бусины окаймляют асык, с которым у казахов связаны и пожелания удачи (“Асығың алшысынан түссін”), и национальная игра асыки.
Так я не только даю бата будущему хозяину шокпара, но и популяризирую казахскую игру среди современного поколения, – отмечает Нұрлыбек-аға.
А еще асык в сердцевине шокпара напоминает человеческий эмбрион, символ зарождения новой жизни.
– Теперь посмотрите сюда: 12 бусин – “Он екі мүшең сау болсын” (дословно: “Пусть будут здоровы все твои 12 органов”) – в широком смысле пожелания здоровья телу, духу, разуму и достатка в доме. И в году 12 месяцев, в течение них я желаю сәби (малыш) родиться в семье, которой я дарю шокпар.
Еще вы видите 6 ташпеков (камней) – это пожелания, чтобы новорожденный “алты алаштың баласы болсын”, то есть был достойным сыном своего народа и дружно жил с братскими тюркскими народами, – делится смыслами, вложенными в шокпар, наш герой.
С уважением, но без фанатизма
Рассказы об удивительном мастере, помогающем бездетным семьям обрести потомство, передаются из уст в уста. За четыре года он создал уже 21 шокпар. На этой неделе передал священный дар джигиту из рода найманов, на нем выгравированы буква “Н” и тамга рода.
– От женщин, которые не могут забеременеть, и их мужей поступают просьбы. Месяц назад в Усть-Каменогорск отправил два шокпара, столько же – в Нур-Султан. В Актау семье, где четыре дочки, вручил шокпар “Адай”, чтобы жена подарила мужу наследника. Через год посмотрим на результат, – улыбается Нұрлыбек-аға, у которого сейчас заказы со всей страны еще на 10 булав.
– Еще просят незамужние. Дарю им это оружие, и у него непременно должен появиться хозяин-мужчина. Сейчас в моем доме гостит турист из Канады, он увезет шокпар в свою страну и расскажет о казахском наследии своим землякам.
В домах тех, кто обрел семейное счастье, творения Нұрлыбек-аға хранятся как тумары (оберег) на почетном месте.
– Я прошу людей относиться к священному оружию с уважением, но без фанатизма: в первую очередь нужно верить в Аллаха, а уже потом – в силу шокпара. Со временем хочу выпустить книгу с историями о тех, кому он помог, – поделился с “КАРАВАНОМ” Нұрлыбек Бұлжан.
А мы, прощаясь с мастером, вновь порадовались возрождению национальных традиций и подумали: такие люди, как наш герой, и его искусство – еще одна грань нашей родины, о которой говорил Первый Президент в статье “Семь граней Великой степи” и программе “Рухани жаңғыру”.
Нур-Султан