Раньше келин должна была терпеть такое отношение, современная может сбежать из семьи, добившись развода. Есть и случаи, когда некоторые свекрови по той или иной причине доводят до этого специально.
Но традиционно эти отношения должны выглядеть совсем по-другому, и редакция Caravan.kz объясняет, как именно.
Родители готовили дочь к обязанностям матери и жены, воспитывали и обучали, дальнейшая же ответственность за нее делилась между мужем и свекровью.
Муж отвечал прежде всего за материальное обеспечение — чтобы дом был полной чашей, чтобы хозяйство было в порядке — и за "внешние отношения", с людьми вне семьи. Он поддерживал жену и в бытовых вопросах, разрешал споры между ней и матерью, но главной помощью молодой жене была именно ене, помогавшая влиться в уклад новой семьи, который нередко отличался от привычного девушке. Свекровь, будучи женщиной, прошедшей в свое время тот же путь, и с рождения зная своего сына, подсказывала невестке, что и как лучше сделать, сама старалась избежать споров благодаря житейской мудрости и опыту. Поэтому казахи говорили: "Келін — қайын ененің топырағынан" — "Невестка — из земли своей свекрови".
Эти отношения не требовали любви, но в них подразумевалось взаимное уважение и забота двух женщин, заинтересованных в благополучии друг друга. Свекровь могла быть строгой, и это приветствовалось, но только в разумных рамках, чтобы келин не вела себя капризно и избалованно, но и не чувствовала себя жертвой домашнего тирана. Это видно, например, по известной присказке: "Қызым, саған айтамын, келінім, сен тыңда" — "Дочка, скажу тебе; невестка, ты послушай". То есть свекровь, желая обратить внимание невестки на проблемный момент, который нужно исправить, тактично делала замечание дочери так, чтобы келин могла услышать и принять к сведению.
В немалой степени об этом говорит пословица "Келін жаман емес, келген жері жаман", то есть "Не невестка плохая, а место, куда она пришла". Поведение даже самой воспитанной девушки в немалой степени зависело от того, как ее приняли родственники мужа и в первую очередь свекровь. Если она была несчастна на новом месте, это рано или поздно замечали и окружающие.
Это проявлялось и в особом приветственном ритуале. Когда новоиспеченная супруга впервые входила в юрту мужа, ей под ноги подстилали мягкую овечью шкуру, чтобы и жизнь ее, и отношения с новой родней, и родовые схватки были как можно мягче.
Так как муж нередко целыми днями пропадал на работе, ене присматривала за келин в его отсутствие.
Именно ене в первую очередь помогала во время беременности, по необходимости следила за питанием и состоянием келин, чтобы та родила здорового крепкого ребенка. Свекрови даже запрещалось делать беременной замечания, чтобы та не разволновалась, ведь это могло плохо отразиться на малыше.
После родов первой помощницей тоже была ене и только потом — сестры мужа, жены старших братьев и родственницы самой женщины. Свекровь показывала, как надо ухаживать за новорожденным, и поддерживала келин после родов, которые раньше зачастую проходили довольно тяжело и требовали более длительного, чем сегодня, восстановления. Нередко свекры даже забирали у молодых родителей первого ребенка, чтобы облегчить тем жизнь.
Однако невестка тоже должна была следовать определенным правилам, чтобы сохранять хорошие отношения с родней мужа. Более того, есть даже выражение "ене көрген", то есть та, которая успела пожить со свекровью. Так говорили про образцово воспитанных девушек. Соответственно, от келин требовалось заботиться о свекрови так же, как и о любимой матери, слушать ее и учиться у нее.
Таким образом в традиционной казахской модели семьи отношения свекрови и невестки сводились не к соперничеству за внимание сына и мужа и взаимным придиркам, а к взаимному уважению и поддержке даже в мелочах.