Как должны экономить чиновники в Казахстане во время кризиса - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как должны экономить чиновники в Казахстане во время кризиса

Как должны экономить чиновники в Казахстане во время кризиса

Когда корабль садится на мель, капитан командует сбросить балласт за борт. Минувшей осенью премьер России Медведев предложил “существенно сократить госрасходы, отказаться от неэффективных затрат”. Тут же неутомимо-голосистый вице-спикер Госдумы Жириновский заявил, что чиновники если и отрабатывают свои зарплаты, то “только с точки зрения волокиты и откатов”. Стало быть, срезать их к чертовой матери!

  • 2 Марта 2016
  • 1921
Фото - Caravan.kz

Тришкин кафтан…

Чтобы пополнить госказну, кабинет Дмитрия Анатольевича предложил также поднять налоги на казино, букмекерские конторы, акцизы на алкоголь, табак и топливо. Повысить плату за проезд грузовиков грузоподъемностью 12 и более тонн по федеральным трассам (в стадии рассмотрения уже и вариант региональных автодорог), изымать у госкомпаний 50 процентов прибыли от размещения средств на депозитах, пересмотреть налоговое законодательство и администрирование доходов. Новация – драть штрафы и таможенные платежи прямо из зарплат граждан.

В эту же струю – снизить госрасходы на проектах, которые не выглядят перспективными или не принесут прибыль в обозримом будущем. Идея сократить оклады министрам, депутатам всех уровней, мэрам, руководителям госкомпаний не прошла: возможно, потому, что харизмой, ликом и авторитетом Медведев далеко не Путин. Не прокатило пока и повышение налогов на казино и букмекерские конторы. Возможно, из-за сильного “игрового” лобби. А вот алкогольно-табачному отстоять свои интересы не удалось.

Некоторые идеи из вышеперечисленных, хоть и в искаженном виде, но были реализованы: оброк на грузовики, поправки в Налоговый кодекс, отказ от “левых” объектов. Даже возврат военных полигонов Казахстану и тот приписывают режиму экономии. Зато ужесточение форм и методов борьбы с коррупцией, которая выгребает из кубышки все, что плохо лежит или плохо охраняется законом, уже начало приносить свои плоды. Хотя после серии девальваций рубль изрядно похудел. Так что профит здесь мизерный.

Если верить Счетной палате и Генеральной прокуратуре РФ, только за последние полгода в бюджет удалось вернуть более 34 миллиардов рублей. Когда в Думе обсуждали вопрос, на что их потратить, кто-то из депутатов сказал, что пустить их можно на что угодно, потому что все равно опять разворуют: “Этот тришкин кафтан ремонту не подлежит”…

…и Серика чапан

Начал смотреть, чем у нас чиновники собираются пополнять казну и на чем экономить в рамках поручения Президента Назарбаева. Не скажу, что правительство или мажилис отметились оригинальными предложениями: во многом они изрядно совпадают с российскими. При этом некоторые идеи появились в Казахстане чуть раньше, некоторые – чуть позже. Впрочем, до реализации ряда из них руки пока не дошли. До прочих – мозги: некоторые инициативы необходимо просчитывать на годы вперед. В том числе и с точки зрения интересов налогоплательщиков, которые устали от роста тарифов, цен, девальваций и других кризисных чудес.

Взять табак с алкоголем. Тут мы маршируем в ногу с Россией, хотя в рамках Евразийского экономического альянса на этот счет существуют взаимные договоренности – вредным привычкам надо дорожать: госбюджет должен быть наполнен. Точка!

В России компании – владельцы многотонных фур хором взвыли, когда в силу вступила система “Платон” (ПЛАта за ТОНну). В Казахстане через десяток лет треть дорог различного уровня тоже станет платной. И у соседей, и у нас практически все эксперты тут же стали пророчить рост цен на еду и товары первой необходимости (в разных регионах доля перевозок в цене товара составляет от 2 до 10 процентов с учетом мзды дорожным полицейским). Для торговли этот тариф явно не праздник: рост в итоге упрется в потолок покупательского спроса. Ну и кто тогда для госбюджета более ценен? С одной стороны, перевозчики казну пополнят. С другой – у ритейлеров прибыль упадет. Ну да, в России – тришкин кафтан. А у нашего Серика из правительства – чапан. Но латать оба предмета гардероба нужно уже сегодня.

У соседей была хотя бы попытка в рамках антикризисного плана рассмотреть зарплаты госслужащих в сторону понижения. У нас – без всяких планов – в сторону повышения (корпус “А”). Узнав в сентябре о бонусах руководству “Самрук-Казыны” (по итогам года по 31 миллиону тенге каждому из шести “топов”), депутаты мажилиса так лихо наехали на главу фонда, что Умирзак Шукеев тут же заявил, что отказывается от премии. Разумно. Потому что хвастаться этому квазихолдингу, по большому счету, нечем: прорывных проектов – мартовский кот наплакал-наурчал.

Нефтянка – основной донор бюджета – в долгах как в шелках. Но как незабвенная Шехерезада продолжает бубнить свои сказки о том, как здорово работает. А где обещанное благосостояние соотечественников (я тут и о рядовых нефтяниках)? Где глубокая переработка? Где бензин стандарта евро-3, -4, -5? Где диверсификация экономики? За что бонусы при таких высоких зарплатах, которые не гарантируют обещанных достижений? (Кстати, газовый и нефтяной генералитет России все-таки умудрился пробить себе у Медведева (возможно, не обошлось и без Путина) миллиардные – в рублях – бонусы по итогам 2015 года.)

Наверное, после 20 марта новому составу парламента придется задавать новому составу правительства неудобные вопросы. И тому будет удобно отвечать: а мы здесь при чем? Это все до нас…

Похоже, 15 января 1-й вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, сказав на пресс-конференции, что “на самом деле 2015 год был неплохим, скоро сами увидите”, сильно подставился. А кто его за язык пассатижами тянул? Получается, что правительство и акимы много чего не исполнили из обещанного. А отдуваться за их ошибки теперь всем гражданам РК? Мы-то экономить научились. А бастыки?

“Крузак” – всему голова!

В январе 2008 года тогдашний министр индустрии и торговли Галым Оразбаков предложил всем чиновникам пересесть на машины отечественной сборки. “Проблема в том, что они пишут требования под конкретный автомобиль. Указывают длину в 5 метров 20 сантиметров. А это длина конкретной модели “Мерседеса”! – жаловался он. Подозреваю, уже той зимой Галым Избасарович отлично понимал разницу между “отечественной сборкой” и иномаркой. Когда большой кризис только просыпался, никому из агашек разной степени влиятельности не могло стукнуть в голову, что покупать надо отечественные “колеса”. Поэтому к призыву министра они отнеслись с изрядной долей скепсиса: типа, пусть сам и экономит. Бу-га-га…

А дальше не смешно. В июне 2014-го мажилисвумен Екатерина Никитинская просит главу правительства выяснить: насколько обоснованы закупки служебных авто на региональном уровне: “В аппарате маслихата Южно-Казахстанской области считают необходимым приобрести авто представительского класса за 12,8 миллиона тенге… Заказчик настаивает на двигателе мощностью в 200 лошадиных сил. Машина должна разгоняться до 100 километров в час за 7,3 секунды и иметь максимальную скорость 240 километров в час. Абсолютно непонятно, зачем руководству маслихата нужен служебный автомобиль с явно спортивными характеристиками?.. При этом завод “Азия-Авто” из-за сокращения объемов заказа вынужден снизить плановые показатели до 28 тысяч единиц при возможных 60 тысячах”.

Справка “КАРАВАНА”

В РК на одного госчиновника (а их у нас около 100 тысяч голов) приходится почти 170 граждан. В Канаде, Франции, Австралии, США – где-то по 120, хотя населения там куда больше. Но там почему-то и зарплаты с пенсиями выше, и здравоохранение качественней, и коррупция ниже. Может, потому, что с местных шерифов “индейцы” могут содрать даже два скальпа за обман?

В ноябре 2014-го Президент страны еще раз посоветовал чиновникам пересаживаться на отечественные авто: “Это не только с точки зрения патриотичности. Это наша экономика”…

Перед Новым годом зашел на сайт госзакупок и убедился, что многие наши бастыки, говоря народным языком, просто оборзели. Им опять нужны авто, как у олигархов! В России, кстати, местные органы власти обязали покупать только российские авто: нравится не нравится – служи и катайся. Выбор богатый: между “Ладой-Калиной”, “УАЗ-Патриотом” и иномарками российской сборки. И никаких понтов в виде “Лендкрузеров”.

План эконом-класса

Возвращаюсь к Сагинтаеву – про то, что “2015 год был неплохим”. Прозвучало как угроза. А кто в этом виноват? Граждане сразу оборачиваются в сторону Левого берега. Вот Венесуэла второй год подряд признана беднейшей экономикой мира. Далее Аргентина, ЮАР, Греция, Украина. И мы, Казахстан, на 10-м месте. И на том спасибо. Прежде были на 9-м…

За две недели до этого на расширенном заседании правительства Президент Назарбаев попробовал достучаться до совести чиновников: “Надо научиться жить по средствам, расходовать деньги на благо народа… Работа госслужащих не должна превращаться в бизнес, раздачу государственных денег фирмам, своим знакомым, друзьям и родственникам. Столько лет готовишь человека на разных должностях, терпишь, лелеешь, выращиваешь. А когда приходит… Говорят: команду собираем. А команда потом превращается в банду. Как в Атырауской области… Именно там, где большие расходы, надо искать деньги. Можно ужаться в этих мегапроектах… Пусть юбилеи проводят родственники, спонсоры. Я не против. Но только не на государственные деньги”.

Продолжение последовало  в ходе визита главы государства в Алматы, когда он поручил акимату “провести празднование 1000-летия города без помпы, но с пользой для горожан”. “Все средства направить на благоустройство там, где плохо с дорогами. Объявить работу по очистке кварталов, восстановлению фонтанов, оросительных систем, чтобы каждый житель почувствовал”. А потом и вовсе добил: “Не надо лизать дороги, по которым начальство ездит. Вы начнете четвертый слой асфальта класть. Не стоит этого делать…”.

В декабре, в ходе принятия антикризисного плана действий правительства и Нацбанка, были провозглашены его основные цели: жесткая экономия, повышение эффективности госрасходов, рациональное использование средств Нацфонда, оптимизация бюджетной политики.

Задачи понятны. А где механизмы, инструменты для реализации?

Об этом – в следующем номере