Традиционные эталоны красоты можно определить по нескольким источникам.
Во-первых, это классические произведения, во-вторых — пословицы, а в-третьих — женские имена, так как они нередко отражали то, какой родители желали видеть свою дочь, и красота здесь была на одном из первых мест. Редакция Caravan.kz предлагает устроить небольшой экскурс по истории казахской красоты.
Луноликие и темноокие
Первое, что привлекает внимание обычно — это, конечно, женское лицо.
Казахи ценили девушек со светлой, чистой, нежной кожей. Ее сложно было сохранить в условиях постоянного физического труда на свежем воздухе, и поэтому она стала в немалой степени признаком девушек аристократического происхождения, которые были избавлены от тяжелой работы.
Все героини казахских произведений, которые считались привлекательными, отличались этой особенностью. Вот, например, цитата из поэмы "Камбар и Назым":
Будто белый сокол, она
На перчатке ловчей была.
Несомненной красотой,
Словно утренний снег бела.
Это одна из главных причин, почему в женских именах часто упоминаются слова "ақ", т.е. белый, или "ай", т.е. луна.
Наиболее красивым считался высокий открытый лоб, но ему много внимания не уделяли.
Зато, рассказывая о девушке, зачастую упоминали ее брови: темные, четко очерченные, формой словно крылья птицы или полумесяц — таков был идеал. Из-за этого даже появилось имя Каламкас, т.е. "тонкобровая, чернобровая".
Глаза должны были быть большими, темными, блестящими, с длинными густыми ресницами, как у верблюжонка или теленка. Родители, желая дочери вырасти красавицей, могли назвать ее Ботагоз, что буквально означает "глаза, как у верблюжонка". Девушку с таким именем сыграла в свое время в кино Гульфайрус Исмаилова, ниже можно увидеть кадр из фильма.
Важна была и выразительность, благодаря которой по взгляду можно было понять характер девушки.
Также считались привлекательными маленькие, прилегающие к голове, уши, прямой нос и яркий румянец. Зубы ценились белые и ровные, похожие на жемчуг.
Но эти стандарты в целом сохранились до сих пор, в отличие от следующего. Сейчас — мода на пухлые яркие губы, которым добавляют объема с помощью косметики или платической хирургии. Раньше же, наоборот, считалось, что у девушки должен быть маленький рот.
Общепризнанную красавицу Жибек акыны описывали так: "Оймақ ауыз, күлім көз" — "Рот размером с наперсток, смеющиеся глаза".
Еще один яркий пример приведен в "Пути Абая". Вот как Мухтар Ауэзов описывает Тогжан, первую любовь великого акына:
У нее нежное личико, прямой прaвильный нос, черные глaзa. Тонкие брови, острые и длинные, кaк крылья лaсточки, рaзлетaются к вискaм. Когдa Тогжaн слушaет, смеется или смущaется, чудесные брови то поднимaются дугой, то успокaивaются в плaвном изгибе. Может быть, это — крылья невидaнной птицы? Вот они рaскрылись для полетa, a потом сновa сомкнулись… Нет, не птицы, — кaкого-то легкого духa, пaрящего в воздухе… Они рвутся ввысь, вдaль, — мaнят зa собой…
Главное украшение девушки
Им, конечно, считались волосы. А если точнее — густые блестящие волосы, которые заплетались в длинные толстые косы. Сулушаш, Алтыншаш, Карашаш — эти имена были очень популярны и тоже служили своеобразным пожеланием дочери. Акыны восхваляли красоту девичьих кос во множестве произведений.
У казахов есть даже сказки, где мужчина влюблялся в девушку, увидев только несколько ее волосков, случайно оброненных, например, во время купания в реке. Такой сюжет встречается в сказках "Куламерген" и Аламан и Жоламан".
Отрезать у девушки косу было сравнимо с тем, чтобы отрезать ей руку или ногу. Это считалось тяжелым оскорблением и даже преступлением.
У казашек были и специальные украшения для волос — шолпы и шашбау.
Шашбау — это украшенная лента, которая вплеталась в косу и, по поверьям, защищала свою обладательницу от злых духов. Была у этого украшения и более практическая сторона — иногда его делали из черной толстой веревки, которая добавляла косе объема.
Шолпы, металлические подвески для волос, носили только незамужние девушки. Это украшение служило двум целям. Во-первых, оно приучало девушку к скромному достойному поведению, так как звон шолпы выдавал появление девушки, куда бы она ни пришла, и заставлял избегать резких опрометчивых движений. Благодаря этому девушка научилась плавной грациозной походке, которая тоже считалась важным элементом женской красоты. Во-вторых, шолпы помогали сформировать правильную осанку — металлические звенья обычно были достаточно тяжелыми, чтобы девушка держала голову и спину прямо.
Степные "90-60-90"
Но лицом и волосами дело не ограничивалось.
Очень привлекательными считались длинная шея и длинные же тонкие пальцы. Вот как описана героиня романа "Акан-серы":
"…В дверях как молния блеснул чистый девичий лик. Актокты, словно яркая роза, затерявшаяся среди ста степных трав, притягивала взгляд. Большие черные, как смородина, глаза с влажным блеском, длинная белая шея, камзол, облегающий тонкую талию, — все это выделяло девушку лет семнадцати среди сверстниц. …Среди них всех Актокты была как белая лебедица, отливающая голубизной. Подняв длинную шею и гордо откинув голову, она спокойно плывет по синей озерной глади выше всех окрестных зарослей".
Если же говорить именно о фигуре, первым пунктом будет осиная талия, которую сравнивали с талией муравья или тростинкой. Ее специально подчеркивали поясами.
Далее — небольшая аккуратная грудь. Такие формы ассоциировались с молодостью, а к тому же были удобнее для кочевниц.
Традиционная одежда казашек позволяла легко продемонстрировать эти два достоинства, но длинные пышные юбки закрывали ноги, поэтому у казахов не было принято уделять особого внимания их длине и форме.
Мода на длинноногих пришла вместе с брюками и короткими платьями. Примерно в то же время зародилось восхищение высокими девушками как дань модельным стереотипам. Раньше же высоких могли сравнить с журавлем или даже оглоблей.