Как делать бизнес на путешествиях? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как делать бизнес на путешествиях?

Как делать бизнес на путешествиях?

Руководители Казахстанской туристской Ассоциации, в которую входит сегодня более 400 казахстанских туристических фирм, делают грустные выводы - в связи с мировым финансовым кризисом туризм сокращается, падают его доходы, закрываются компании…

  • 6 Мая 2009
  • 1865
Фото - Caravan.kz

В 2008 году внутренний и въездной туризм сократился, по сравнению с 2007 годом, почти наполовину. И это только начало. Иного мнения придерживаются официальные органы, занимающиеся развитием туризма в стране. Не так давно на пресс-конференции в Алматы председатель Комитета индустрии туризма Казахстана Евгений Никитинский сообщил, что его ведомство, наоборот, ожидает увеличение потока приезжих в 2009 году до 5 млн. человек. В 2008 году эта цифра составила 4,7 млн. человек.
В Комитете подсчитали, что в прошлом году гости страны оставили в Казахстане 73 млрд. тенге, в нынешнем году сумма может составить 64 млрд. тенге. Оптимизм чиновников ничуть не потускнел даже после того, как выделенные на текущий год суммы на поддержку отрасли решением правительства были урезаны сразу наполовину.
Словом, экономический кризис создает противоречивую ситуацию в туристическом бизнесе. Но есть, оказывается, в туристической сфере такие отрасли, которые успешно развиваются, несмотря ни на какие трудности и кризисы. Одним из таких направлений является бизнес-туризм, (или business-travel, как его называют во всем мире). Это когда служебную командировку совмещают с различными туристическими программами.
Эдуард Эдоков, генеральный директор алматинской туристической компании, занимающийся бизнес-трэвелом уже не первый год, вообще считает, что именно это направление в любой ситуации могло бы стать «палочкой-выручалочкой» для казахстанского туристического бизнеса и для экономики в целом. Потому что именно оно приносит в казну большинства государств огромные деньги.
— Бизнес сегодня стал очень мобильным. А значит — и деловые поездки будут продолжаться в любой ситуации. Бизнес-командировки, несмотря ни на какие кризисы, продолжают расти во всем мире. Без поездок, путешествий, бизнеса просто не бывает. В Китае, например, они выросли за прошлый год на двадцать процентов, в Европе хотя рост и сократился, но в целом и там составили приличные двенадцать процентов.
— А вот что говорят данные нашей статистики: 82-84 процента людей, приезжающих в Казахстан, указывают цель приезда, как служебную командировку или бизнес! — говорит Эдуард Эдоков. — Это и различные конференции, конгрессы, семинары, съезды, словом, деловые встречи. Создание наилучших условий для бизнес-туристов сегодня самая актуальная задача для государства и турфирм. Это уже хорошо поняли в других странах, потому что бизнес-туризм — одно из самых выгодных направлений в туризме вообще. По оценкам экспертов, доходы от бизнес — туризма в год в мире превысили в 2008 году астрономическую сумму — восемьсот сорок миллиардов долларов! Представьте весь обычный туризм: сотни миллионов людей, ежегодно отдыхающих у моря, на пляжах, осматривающих старинные города, веселящихся на молодежных дискотеках и так далее… Так вот: все они, вместе взятые, приносят только 40 процентов прибыли туристической отрасли мира! Шестьдесят процентов остается за бизнес-трэвелом. Потому что бизнес-турист, как подсчитали во Всемирной туристической организации, тратит в среднем ежедневно 1000-1500 евро (включая все услуги). Это в шесть-десять раз больше, чем тратит обычный турист.
Из этих колоссальных доходов, превышающих прибыль почти любой отрасли экономики мира, на долю Казахстана остается жалкие доли процента… Почему?
— Мы все очень инертны и недальновидны, наш бизнес привык к «быстрым», легким деньгам и доходам и не особенно заглядывает вдаль, — вздыхает Эдуард Эдоков. — Ну, представьте: во всем Казахстане можно насчитать на пальцах одной руки гостиницы хорошего «среднего» класса — не очень дорогие, но с достойным уровнем сервиса — то, что и нужно для бизнесменов-путешественников. Еще меньше в стране конференц-залов, готовых вместить представительный бизнес-форум, а залов на тысячу человек, оборудованных техникой и всей инфраструктурой, вообще нет! Очень плохо развита транспортная инфраструктура, доходит до того, что порой приходятся правительственные делегации встречать на старых автобусах…
— Вот я сравнивают наш Казахстан с ЮАР, — рассказывает Эдуард. — Страны похожие, обе пережили шок от краха политической системы: у нас социализма, у них — режима апартеида. Трудности у нас были схожие. Но они еще в начале девяностых годов решили и построили в Дурбане шикарный конгресс-центр, затратив на него более пятидесяти миллионов долларов. Тогда это были приличные деньги, и было ясно, что за год их окупить нельзя. Одновременно стали развивать всю систему бизнес-туризма — аэропорты, гостиницы, рестораны, туристические объекты. И время показало, как важно правильное стратегическое планирование развития отрасли! Результат: за десять лет конгресс-центр принес в казну города пятьсот миллионов долларов! Сегодня десятки поселков возле него «кормятся» на туристах — делают сувениры, показывают экзотические танцы, поставляют еду для ресторанов…
В ЮАР очень хорошо поняли уникальную выгодность бизнес-туризма и на сегодня построили еще три конгресс-центра в разных городах страны, со всей инфраструктурой. А в РК сегодня найти приличный, соответствующий хотя бы средним требованиям зал для заседаний на тысячу человек — становится порой непреодолимой проблемой. Их просто нет…
У нас в рамках развития туристического кластера тоже намечали строить конгресс-центр в Алматы, даже приняли правительственное постановление. Но все эти благие намерения остались на бумаге. А ведь мог быть мощнейший толчок развитию всей туристической сферы, от ресторанного бизнеса до национальных парков и музеев. И принести в казну города сотни миллионов долларов.
Второй важный вопрос — кадры для бизнес-туризма. Парадокс, но в большой стране сегодня работает только один (!) специалист, сертифицированный по международным стандартам, как менеджер по бизнес-трэвелу. В Европе, Азии и США менеджеров такого уровня готовят в десятках университетах и колледжах, для них разработаны особые учебные программы и курсы, они получают дипломы МДА и защищают докторские диссертации. У нас же в Казахстане специалистов такого профиля нигде не обучают.
Бизнес-трэвел в мире постоянно совершенствуется, он начинает доходить уже до каждого командировочного. В Европе бизнесмену в любой хорошей гостинице вывалят на стол ворох предложений, как провести вечер после напряженного трудового дня. Турфирмы наперебой предложат ему и отдых в спа-центре, и посещение известнейшего музея, и обзорную прогулку по городу с посещением экзотического ресторана или шоу и множество других соблазнов.
В Казахстане же бизнес-туризм по-прежнему остается «спящей красавицей», которая ждет не дождется, чтобы кто-нибудь ее разбудил…

Фото с сайта http://watertravel.ru