Я стала заниматься рекламой. И все это время испытывала чувство стыда. Почему?
Начну с начала. Рекламная индустрия в Казахстане, а точнее, в городе Алматы, развивается сегодня не по дням, а по часам.
Влиться в ряды рекламщиков было для меня не честью, а только желанием попробовать себя в чем-то новом. Итак, я устроилась на работу в газету, которая рекламирует салоны красоты и косметологические услуги.
Одним из заданий было прорекламировать краску для волос. На самом деле, ее никто не покупал, потому что краска не красила, а только укрепляла натуральный цвет волос. Все клиенты в один голос жаловались на этот продукт. Вот почему именно его и решено было продвигать в первую очередь. Это называется маркетинг.
После долгих споров мы, наконец, пришли к общему знаменателю. Застоявшуюся на витринах краску решено было позиционировать, как лечебный, натуральный (не содержащий перекиси водорода, и это правда!), уникальный продукт, с помощью которого волосы должны были стать здоровыми, красивыми и нетронутыми химией.
Я была определенно против такого подхода. Но работа есть работа. Я написала статью про чудодейственную краску и… ее стали покупать! Более того, люди звонили и приходили в офис с просьбами оставить для них еще несколько упаковок.
Успех воодушевляет. Дальше дело пошло значительно быстрее и безболезненнее. Крем от целлюлита, маски для лица, биологически активные добавки — я уверенно расписывала их несуществующие достоинства, чтобы люди покупали косметику, а у меня была работа. Сейчас, оглядываясь назад на свои рекламные статьи, я испытываю настоящий стыд. Дорогие мои коллеги, ушедшие в рекламу, я не осуждаю вас! У каждого из нас свое призвание. И ему не надо изменять. В этом все дело.
Когда я узнала, как компании делают «сногсшибательные скидки» на всю продукцию, я была, мягко говоря, немного удивлена. Перед тем, как объявить, к примеру, о 20%-ной скидке, они повышают цены ровно на 20%. А то и больше. А как проводятся «беспроигрышные лотереи»? Главный приз никогда не достается простому смертному. Для того, чтобы его заслужить нужно быть самым крупным клиентом компании, проводящей лотерею. Такова жизнь.
Политика салонов красоты
В Казахстане на сегодняшний день, по официальным данным Агентства статистики, 209 активно действующих салонов красоты. Из них — 51 салон находится в городе Алматы. Раньше я и не представляла, что мы так близки к Западу. На данный момент у нас делаются пластические операции любой степени сложности: фотоомоложение, мезотерапия, вживление золотых нитей, и еще много-много других процедур.
У среднего салона красоты — бешеные доходы. У «крутого» — невообразимо бешеные. Конечно, аппараты для проведения косметологических процедур стоят довольно дорого — 5-10 тысяч евро. Но если учесть, что косметологам платят всего 15 тысяч тенге в месяц, а за одну из самых дешевых процедур, к примеру, аппаратной чистки лица, берут 4000 тенге, то можно себе представить, как легко окупаются затраты.
Настойчивые администраторы «раскручивают» новых русских (казахов, корейцев и прочих) на новые процедуры, которые, может, и придают на время свежесть лицу, но никак не влияют на состояние души и ощущение возраста.
К тому же, занимаясь бизнесом, сложно сохранить молодость. Смешно, но я знаю многих владельцев фитнес-клубов и салонов красоты с синяками под глазами, серым цветом лица и лишним весом. Они — постоянные клиенты студий красоты. Но я не могу сказать, что кому-то из них удалось перехитрить старость.
Вы думаете, что Вера Алентова замечательно выглядит? Ошибаетесь, друзья. Телевидение — страшная сила. Я видела знаменитую актрису вблизи. Она совсем старая… И никакие французские крема и дорогостоящие процедуры не вернут ей молодость. Никогда она уже не будет выглядеть так, как в фильме «Москва слезам не верит». Смириться с этим женщине, тем более, популярной и красивой, сложно. Очень сложно. На этом общеженском чувстве и делают деньги салоны красоты. Ужасно звучит! Но это правда. Ни один профессиональный администратор салона не признается в том, как вы выглядите на самом деле.
Как я проверяла рекламу на себе
За время работы в косметической компании я несколько раз писала статьи для рубрики нашей газеты «Проверено на себе». И я точно могу сказать, что индустрия красоты развита у нас прекрасно. Сотрудники студий и клиник говорят тебе о красоте и вечной молодости, о стройной фигуре и персиковой коже лица. И ты им безоговорочно веришь. Потому что хочется. Хочется быть красивой!
Поход №1. Процедура — ультразвуковая чистка лица. Косметолог предлагает ряд решений для того, чтобы кожа стала еще прекраснее. Этот ряд выливается в сумму с пятью нулями. И с пометкой у.е. в конце. Сама процедура довольно приятна, а после нее исчезают почти все проблемы. Но делать ее каждый месяц, как советуют косметологи? Нет уж, увольте.
Поход №2. Место назначения — велнесс-клуб «Луксор». Годовой абонемент стоит… (присядьте, если вы еще стоите)… 5000 долларов. В него входит фитнес и термальный комплекс. За косметологические услуги нужно доплачивать отдельно. Правда, со скидкой 10% для членов клуба.
Поход №3. После процедуры пилинга, которая стоила 30 евро, меня попросили доплатить еще 15. За что? Оказывается, в цену не входят используемые крема. А если бы у меня не было лишних денег? Предупреждать надо!
В одном из салонов мне сказали, что только 10-дневный курс стоимостью 300 долларов избавит меня от двух маленьких прыщиков. В другом я чуть не призналась, что пишу статью для газеты, поскольку отношение администратора было непростительно грубым. Хотя в рекламе своего салона они говорят: «У нас индивидуальный подход к каждому клиенту». Видимо, у меня был такой вид, что сотрудник салона решил индивидуально мне нагрубить.
Люди в рекламе
Реклама не только двигатель прогресса. На мой взгляд, реклама — это еще и паразитирующий элемент восприятия людей. Сейчас объясню. Когда ты занимаешься рекламой, то невольно меняешь свои взгляды, начинаешь по-другому общаться и обращать внимание на вещи, которые до того тебя не интересовали. Возьмем для примера, мою бывшую начальницу, хозяйку салона красоты. Общаясь с ней первые 20 секунд, думаешь: вот это женщина! Она умеет подать себя наилучшим образом, разговаривая с человеком о нем самом и его достоинствах. Проработав с ней месяц, понимаешь: все, что она делает — это показуха. Все, что она говорит, — только красивые слова, в которых нет ни грамма честности. А проработав с ней год, хочется взвыть. Потому что видишь ее насквозь. И ничего хорошего в ней, оказывается, нет. Реклама сделала ее куклой, милой и нежной снаружи, и внушающей презрение, если копнуть чуть поглубже внутрь. Думаю, она сама и не подозревает, какой неприятной личностью сделала ее работа.
В типичном рекламном офисе царит двуличность, напряженность и бесконечная ложь. Сотрудники привыкли обманывать людей, поэтому им ничего не стоит обмануть друг друга.
Это законы рекламы, а порой, и законы современной жизни. Я, конечно, не берусь анализировать обстановку в большинстве рекламных агентств, но мой личный опыт показывает: с рекламой нужно обращаться осторожно. Не переусердствовать. И не увлекаться работой настолько, что забываешь о том, для чего ты все это делаешь. Напомнить? Для людей!
Выводы
Прочитала то, что получилось. Резковато… Но я не хочу выкидывать из статьи ни одного словечка, потому что в ней нет лжи и фальши, которая свойственна рекламе.
И я была так рада написать что-то настоящее. Потом у меня не будет такой возможности. Ведь сейчас я устраиваюсь на работу в рекламное агентство…