В стране более 2 миллионов человек не имеют жилья. И, несмотря на темпы строительства, ситуация не улучшается.
Рынок аренды становится местом для хищнического обогащения одних и тотального обнищания других.
Тысячи казахстанцев мыкаются по углам, чтобы не остаться на улице. Тяжелее всего приходится людям с минимальными доходами в крупных городах. Халупы по цене дворцов давно уже стали особенностями Алматы и столицы. Эксперты не раз говорили, что государству необходимо нарастить мускулы в части арендного жилья, а именно: используя ресурсы Национального управляющего холдинга (НУХ) “Байтерек”, увеличить объемы так называемой государственной аренды. Сегодня некоторые граждане имеют возможность проживать в арендных квартирах от государства, которые сдают им по “социальной цене”. Но доля их настолько мала, что это не снимает остроты в этом тяжелом вопросе. И вот родилась новая идея, как помочь людям с арендным жильем. Чиновники решили задействовать частный жилищный фонд и помогать гражданам адресно. Но, как только МИИР представил свое видение по решению проблемы, оптимизм граждан испарился.
Оказалось, чтобы получить помощь, нужно быть настолько бедным, чтобы в результате участия в программе остаться вообще без средств к существованию. Парадокс?
Вы не слишком бедны!
Итак, какую же гениальную идею предложили в этот раз для решения социальной проблемы?
МИИР РК разработало механизм адресной жилищной помощи гражданам с доходом ниже одного прожиточного минимума.
“Выплаты за аренду жилья из частного жилищного фонда предлагается распространить на местных очередников с доходом ниже одного прожиточного минимума. Таких граждан на сегодняшний день – 70 тысяч”, – уточнили в МИИР.
Поясним, что прожиточный минимум с 1 января 2022 года составил 36 018 тенге. То есть претендовать на участие в программе может человек, у которого именно такая сумма или ниже.
Огромное количество людей, у которых доход чуть больше этой суммы, остались без возможности получить помощь. А живущие копейка к копейке начали гадать: как же им уменьшить доход, чтобы вписаться в эту программу? “Подумать только, что из-за какой-то вещи можно так уменьшиться, что превратиться в ничто”, – говорила Алиса в Стране чудес. Какие мухоморы нужно жевать, чтобы создавать такие условия? Не у всех нуждающихся есть семьи, дети, чтобы суммировать доход каждого. Выходит, что для одиноких эта программа вообще не предназначена?
На этом парадоксы и абсурд совсем не заканчиваются.
Реально ли, вообще, получить поддержку тем “счастливчикам”, которые оказались настолько бедны, чтобы заслужить такую адресную помощь?
Чтобы прибавить, нужно отнять
Напомним: прожиточный минимум, который использовали чиновники, как гильотину, чтобы отобрать самых нуждающихся из нуждающихся, – это, по сути, количество денег, которое позволяет не умереть с голоду. И рассчитывается этот минимум с учетом продуктов из продовольственной и непродовольственной корзин. А теперь – внимание! Человек с такими доходами получает доступ к компенсации за арендное жилье. Но при этом государство дает лишь половину денег, остальное он должен проплатить из своих доходов, которые не выше прожиточного минимума. На что же жить им, господа чиновники? Это же какой-то совсем не человеческий выбор: либо еда, либо квартирка в аренду.
– Гражданам с ежемесячными доходами ниже прожиточного минимума в мае 2022 года государство начнет оплачивать 50 процентов стоимости аренды жилья, – сообщил на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ.
“План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение”, – говорила Алиса в Стране чудес.
Что должен выкинуть из своей “корзины для выживания” человек, которому выпало счастье получить арендную адресную помощь? Хлеб? Яйца? К сожалению, скорее всего, всё. Ведь стоимость аренды из частного жилого фонда в разы дороже продовольственной и непродовольственной корзин, вместе взятых.
Халупы по цене дворцов
Что же это за частный жилищный фонд, о котором говорили чиновники МИИР? В Законе РК “О жилищных отношениях” сказано так: это “жилища, принадлежащие на праве собственности физическим или негосударственным юридическим лицам”. То есть это обычные предложения аренды на рынке. Воспользовавшись фильтрами, мы изучаем предложения в Алматы. И находим единственную квартиру за 25 тысяч тенге. Увы, у хозяина нет на нее документов, и предоставить договор аренды для желающего снять ее и получить адресную помощь невозможно. Это ведь глиняный барак в поле – 10 квадратных метров. Та же ситуация с квартирками за 32 тысячи и 45 тысяч тенге.
А одним из обязательных условий для получения адресной арендной помощи является “наличие договора, заключенного между собственником жилья и арендополучателем, а также зарегистрированного в правовом кадастре”.
Я долго обзванивала частный жилищный фонд. И более или менее внятные условия возникли лишь с предложениями от 70 тысяч тенге, и то – единицы! Но даже если представить, что человеку повезет найти халупку с полным пакетом документов и без каких-либо юридических проблем, то для получения адресной помощи с оплатой 50 процентов от стоимости ему придется отдать весь свой прожиточный минимум! И умереть с голоду.
Возможно, что программа была написана под регионы, где цены значительно ниже. Но суть вопроса не меняется, люди с доходом ниже прожиточного минимума будут платить половину из него – а на что питаться? Загнали в угол, кто в Алматы раскачивает рынок арендного жилья
Конечно, можно столичным и алматинским беднякам сделать по-хитрому: попросить хозяина квартиры за 100 тысяч тенге написать в договоре двадцатку – и получить 10 тысяч компенсации. А можно и больше. Или другой вариант: можно скрыть реальный доход и прикинуться, что живешь на тот самый прожиточный минимум, и иметь и квартирку, и еду. Ведь те самые реальные бедняки, у которых только один прожиточный минимум, выберут хлеб, а не квадратный метр, и будут продолжать жить в коробках в подземных переходах.
Почему у нас создаются такие условия, которые абсолютно недоступны одним, реально нуждающимся, а других толкают на нечестные схемы? Почему адресная помощь становится хорошим подспорьем для коррупционных вариантов?
И ведь на эту адресную помощь планируют выделить 50 миллиардов тенге!
Впрочем, на решение жилищного вопроса у нас давно выделяются миллиарды. Но каков результат? Куда же подевались результаты программ, с помощью которых должны были ввести в строй тысячи квадратных метров арендного жилья? Почему сегодня вынуждены задействовать частный жилищный фонд, где, как известно, баснословные цены.
Потратили миллиарды, а результат?
Впервые в Казахстане социальные арендные квадраты начали выдавать в 2014 году. В 2015 году чиновники рапортовали, что “Байтерек” перевыполнил план по вводу арендного жилья! В 2017 году громко объявили о запуске очень дорогой программы “Нұрлы жер”. В 2017 году в республике создали фонд арендного жилья без выкупа, на строительство по новому направлению выделили 25 миллиардов тенге.
Сразу несколько АО (“Жилстройсбербанк Казахстана”, “Казахстанская ипотечная компания” “Фонд недвижимости “Самрук-Қазына”) пыжились почти 6 лет, чтобы создать условия для граждан. Но что-то пошло не так.
Проблема остается до сих пор, и эксперты единогласно говорят, что все эти усилия – лишь капля в море, и в целом на рынок недвижимости они не влияют. А количество очередников и людей, у которых жилищный вопрос стоит остро, становится с каждым годом всё больше.
Не пора ли разобраться, почему ситуация с социальным арендным жильем так и не была решена, вместо того чтобы придумывать схемы с компенсациями, которые практически нежизнеспособны в условиях честного рынка?
АЛМАТЫ