Выбросы в 27 раз выше нормы
Виновниками семейской аномалии, превратившей белый снег в черную сажу, стали тепловики.
– С 3 по 9 января и с 14 по 16 января 2021 года в Семее наблюдалось увеличение концентрации загрязняющих веществ – сероводорода, диоксида серы, пыли и сажи. В ходе проверки на объектах ГКП “Теплокоммунэнерго” установлены факты превышения уровня загрязняющих веществ. На ТЭЦ-1 выбросы неорганической пыли в 27 раз превышали установленные нормативы. На котельной 103-А выявлено превышение выбросов по оксиду углерода в 1,78 раз, пыли неорганической – в 1,8 раз. Ущерб, нанесенный окружающей среде, превышает 40 миллионов тенге, – сообщил председатель комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухар ЖОЛДАСОВ. – К тому же в те дни было отсутствие ветра, стояла штилевая погода. Рассеивание загрязняющих веществ было минимальным, что привело к усугублению проблемы.
Проверки выявили, что на теплоснабжающем предприятии формально отнеслись к контролю за выбросами в атмосферу.
В газоходах обнаружены огромные свищи и дыры, места отбора проб на некоторых газоходах не оборудованы штуцерами. Нет даже формальной документации по очистке, неэффективной оказалась и работа золоулавливающей установки БЦ-56. В результате в разгар 40-градусных морозов, когда котельные работали на полную мощность, город буквально засыпало сажей.
30 тысяч труб
– 80 процентов частного сектора Семея отапливается за счет собственных печей на твердом топливе. Это негативно влияет на качество атмосферного воздуха. Если у теплостанции или котельной есть санитарная зона и зона рассеивания, существуют механизмы очистки и контроля, то в частном секторе, а в Семее более 30 тысяч частных домов, это большая проблема. Только за прошлый год в Семее было продано 655 тысяч тонн угля. И если выбросы ГКП “Теплокоммунэнерго” составляют порядка 13 тысяч тонн в год, то в частном секторе – 25 тысяч тонн, – подчеркнул Зулфухар Жолдасов.
Свою грязную лепту вносят и автомобили, которых в Семее насчитывается более 79 тысяч. В 2020 году их двигатели внутреннего сгорания “переварили” более 24 тысяч тонн бензина и почти столько же дизельного топлива. Выхлопы, конечно, стали частью атмосферы.
Теплый дом – это грязное дело
По мнению специалистов, ситуация в Семее типична для каждого казахстанского города. Поэтому в министерстве экологии предлагают снизить вред от 3 главных “эковредителей” – тепловых станций, печей частного сектора и автомобилей.
– Мы провели большую аналитическую работу по изучению экологической ситуации в наших городах. И сейчас хотим предложить правительству и местным уполномоченным органам комплексно решить 3 вопроса. Во-первых, теплоснабжение.
Если в городах есть газ, необходима газификация частного сектора.
В остальных регионах нужно переходить на электрические тэны. У нас с трудностями идет обсуждение вопроса по возвращению ночного тарифа за электроэнергию для частного сектора. Министерство энергетики и министерство национальной экономики сопротивляются, так как у них свои профессиональные проблемы – это и большие потери, и неготовность сетей. Многие уверяют, что ночной тариф в прошлый раз не оправдал себя. Но мы хотим стимулировать частный сектор перейти на электрические тэны. А главное – необходимо увеличивать долю центрального отопления во всех городах. Таким образом, мы должны заняться каждым частным домом и уйти от твердого топлива. Мы предлагаем, чтобы эта задача вошла в национальный план, утверждаемый главой государства, – заявил председатель комитета экологического регулирования и контроля министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.
В ведомстве также решают вопрос, как помочь всем ТЭЦ перейти на новые доступные технологии, снижающие негативное воздействие на окружающую среду. В министерстве понимают, что это крайне затратное дело. "Экологический геноцид"? Насколько высок авторитет министра экологии для предприятия-гиганта
– На тепловых и энергостанциях говорят, что они не готовы, у них нет тарифа, позволяющего установку нового оборудования. Но нельзя забывать, что даже разрешенные нормативы выбросов для казахстанских ТЭЦ в 10 раз выше, чем в странах Европы или Америки. Я уж не говорю о том, что по диоксиду серы и азоту в Казахстане практически нет очистки. Понятно, чтобы ТЭЦ смогли аккумулировать деньги на технологии очистки, им понадобится в разы увеличивать тарифы. А это невозможно. Поэтому мы предложили министерству энергетики предусмотреть возможность финансировать из бюджета переоборудование наших тепловых станций, – подчеркнул Зулфухар Жолдасов.
Техосмотр с закрытыми глазами
В планах комитета экологического регулирования пересмотреть подход к техосмотру.
– У нас в стране более 80 процентов автомобилей старше 10 лет. Мы же хотим поставить такой уровень, чтобы не менее 50 процентов автотранспорта соответствовало нормам ЕВРО-4. Это даст высокий экологический эффект. И это должен быть комплекс мероприятий, в том числе и кредитование и удешевление машин, чтобы население страны смогло обновить автотранспорт.
Мы поняли, что у нас большая пробоина есть в техосмотре. На сегодняшний день он имеет уведомительный характер.
Есть случаи, когда достаточно списаться по вацапу и заплатить 5 тысяч тенге, чтобы получить документ о прохождении техосмотра. В передовых странах мира именно техосмотры являются рубежом, где фильтруются и не допускаются на дороги все некачественные машины. Сейчас министерство индустрии инициирует внесение изменений, чтобы техосмотр перевести из категории уведомительного характера в разрешительный. Мы вынесли на уровень правительства вопрос об ужесточении требований техосмотра, – отметил председатель комитета экологического регулирования и контроля минэкологии.
Если бы автобус стал лучше легковушки
Ну и, наконец, в министерстве экологии решили ужесточить контроль за качеством ГСМ.
– Да, наши нефтеперерабатывающие заводы на сегодняшний день модернизированы и выпускают бензин категории К4, КТ, что соответствует стандартам ЕВРО-4. И вроде бы претензий по топливу нет. Но время от времени некачественный бензин появляется. Поэтому наш комитет вышел с предложением внести изменения в закон, чтобы кто-то на постоянной основе контролировал качество бензина, – заявил Зулфухар Жолдасов.
С ним согласны и региональные экологи.
– Систему контроля за качеством топлива надо усилить. Причем это касается не только горюче-смазочных материалов для автотранспорта. Уголь с месторождений тоже далеко не всегда отвечает экологическим требованиям. И если мы не будем контролировать качество топлива, все наши усилия исправить неблагополучную экологическую ситуацию будут напрасны, – убежден руководитель департамента экологии ВКО Данияр АЛИЕВ.
А чтобы снизить количество пыхтящих автомобилей на улицах казахстанских городов, в министерстве экологии планируют поставить перед акиматами задачу увеличивать количество общественного транспорта.
– Чем больше общественного транспорта, чем он комфортнее и быстрее ездит, тем больше населения пересаживается с личных автомобилей в автобусы или троллейбусы. Соответственно, мы получим снижение на дорогах парка личных автомобилей, – полагает Зулфухар Жолдасов.
Все эти планы были озвучены представителями комитета экологического регулирования в ходе онлайн-встречи с мажилисменами, а также депутатами и общественниками Семея по последствиям черного снегопада. Заинтересовавшись доводами экологов, парламентарии пообещали свою помощь в решении проблем, озвученных министерством экологии.
– Все вопросы отработаем и отправим наши коллегиальные предложения в правитель-ство, – заверил депутат мажилиса парламента РК Александр МИЛЮТИН.
СЕМЕЙ