Впрочем, далеко не все новички хорошо понимают, с чем им придется столкнуться. Специально для них медиа-портал Caravan.kz попросил общественного деятеля, главу ОФ «Ел Дауысы» Аиду Джексенову рассказать о курьезах и казусах прошлых выборов, на которых сотрудники фонда активно отработали в качестве независимых наблюдателей, а также объяснить – чем деятельность наблюдателя так привлекает молодежь.
Не прошла сама – дай дорогу другим
В Астане Аиду Джексенову знают многие – она пишет о проблемах города, а когда-то даже пыталась стать депутатом маслихата столицы. Но практически накануне завершения процедуры выдвижения кандидатов налоговики нашли у Джексеновой неуплаченных налогов на 10 тенге. Это стало причиной для отказа ей в регистрации.
Чтобы те, кто все же дошел до следующих этапов избирательной кампании, имел больше шансов на честную конкурентную борьбу, несколько лет назад активистка создала общественный фонд и начала свое бдение на избирательных участках.
— На выборах от нас участвовали 430 волонтеров, около 200 единомышленников со всех регионов страны – это костяк нашей команды. Эти люди знают столько о выборном законодательстве, что могут на «изи» выявлять любые нарушения территориальных комиссий! Ну и надо учесть, что это опыт, который невозможно переоценить для любого юриста. Поэтому к нам изначально шло очень много студентов юрфаков. Некоторые думали, что эта работа не бей лежачего – сидишь на стульчике весь день. На самом деле нет. Быть наблюдателем – это значит как минимум встать в 5 утра, чтобы быть на избирательном участке до его открытия. Пока люди еще только просыпаются, волонтеры уже сидят на своих местах. Это страшный стресс. Порой, чтобы попасть на участок, приходится пройти огонь, воду и медные трубы, — вспоминает Аида.
Кого не «прикормить» — запугивают
Впрочем, сложности зачастую начинаются еще до выборов.
— Не раз было так, что мы еще на этапе сбора волонтеров сталкивались с малоприятным вниманием со стороны силовиков. К примеру, приезжаешь в какой-нибудь город на встречу с желающими присоединиться к команде, а там на входе в кафе, где назначено рандеву, уже дежурят полицейские, — рассказывает Аида Джексенова.
Не единожды ее и членов команды пытались выгнать с участка якобы для дезинфекции, а потом мыли пол чистой водой. Пытались заманить на дастархан и специально выводили на скандал, чтобы потом вывести волонтёра вместе с полицейским.
— В этом плане наблюдателю приходится быть толстокожим. Ведь волонтеру нельзя встать и уйти. Потому что, если он удалится, то его место может занять другой человек. А волонтер должен ознакомиться с протоколом избирательной комиссии, присутствовать при подсчете бюллетеней. То есть в день голосования наблюдатели приходят первыми, а уходят последними – уже ночью, — рассказывает Джексенова.
Пойдешь как экстремист. Или в армию
Бывают и более серьезные инциденты. В 2020 году одного из волонтеров движения в Петропавловске пытались запугать.
— Он был студентом колледжа. Его вызвали в альма-матер, и там некий мужчина принялся рассказывать о том, что его решение участвовать в наблюдении может не лучшим образом сказаться на его учебе и дальнейшей жизни. Парня запугивали два часа. Угрожали посадить за экстремизм или отправить в армию. В итоге его продержали 2 часа в закрытом кабинете. Но он не сдался. О примерно таких же угрозах рассказывали и другие волонтеры, — говорит Джексенова.
Кроме того, некоторым наблюдателям предлагают деньги, чтобы они не смотрели куда не стоит. Так, одному из координаторов пообещали среднемесячную зарплату за отсутствие на избирательном участке. Встречаются среди волонтеров и «засланные казачки».
— Самый неприятный момент был, когда нас кинули в Атырау. На одних из выборов к нам напросился в наблюдатели молодой человек со своей командой. Эдакий тимуровец. Но в день Х он и его банда перестали отвечать на звонки и не появились на участках. Это была жесткая подстава. Потом мы узнали, что он, оказывается, был членом одной партии. Видимо, такой был план партии, — рассказывает Аида Джексенова.
У нас все свое – и стулья, и прокуроры
Впрочем, иногда наблюдатели попадают и в комичные ситуации.
К примеру, в Шымкенте одного из волонтеров не хотели пускать на участок. Парень пришел, а ему заявили, что мест свободных нет. Тогда волонтер сходил домой и вернулся со своим стулом. Такому напору глава избирательного участка отказать не смог.
— В одной электоральной кампании у нас в ВКО был наблюдателем бывший прокурор. Он весь состав избиркома просто за жабры взял! Он же знает все законы, от первой до последней буковки. В итоге в один момент, когда был подсчет голосов, члены избиркома пытались убежать от него через черный ход. Он это заметил и погнался за ними. Картина маслом: зима, убегающие с протоколами люди и мужик, который гонится за ними в одном свитере. И, надо сказать, я прекрасно понимаю членов избиркома. Потому что он настоящий крепкий мужчина, который мог за мухлевание и в морду дать, — улыбаясь, вспоминает Джексенова.