Что помогло бывшему оперу стать победителем и как ему удается вытаскивать из бездны отчаяния людей – герой рассказал “КАРАВАНУ”.
Поворотный момент
Апрель 1992-го стал поворотным в жизни молодого оперуполномоченного Азона Шаймарданова из Уральска.
Ехал по делам на служебном уазике и при повороте столкнулся с ЗИЛом. Милицейская машина тут же загорелась, сержанта из полыхающего авто успел вытащить водитель грузовика.
– Меня привезли в больницу и со словами: “Не жилец…” – оставили на холодном складе. В какой-то момент я открыл глаза и едва слышно обратился к работнице в халате: “Девушка, девушка…”. “Ой, он еще живой!” – вскрикнула она и побежала за врачами.
Медики сказали, что спасет меня только знакомый хирург, номер которого я в полуживом состоянии вспомнил! Ахильбек забрал меня в свою больницу, – вспоминает 58-летний Азон.
Так началась борьба за жизнь. В аварии у 28-летнего сержанта сгорели спина, левая нога.
– Нога сгорела до костей, ее хотели спасти: что только не делали, даже порошки какие-то привозили, думали, мясо зарастет. В один из дней в палату вошел хирург из Алматы и сказал: “Всё, балам, начало вонять…”. Я и сам чувствовал запах разлагающегося мяса.
А наутро у дверей собрались друзья и врачи, толкали друг друга ко мне в палату – кто-то должен был сообщить мне, что будут отрезать ногу.
Ну что делать – жить-то надо, решил я и смело отправился в операционную, – рассказывает Шаймарданов.
Мужчина перенес 5 операций. Сложности с медикаментами, шприцами и системами в 90-е помогали решать бывшие сослуживцы по уголовному розыску. Самому Азону после случившегося пришлось сдать военный билет:
– Помню, на теле некуда было ставить уколы – так сильно я покалечился. А когда вживую бинты снимали с “мяса” – это было самое страшное. Но всё пережил. У меня люди постоянно спрашивают: если бы смог вернуть ногу, тем более сейчас, в век технологий, всё возможно, куда бы пошел? Вернулся бы в органы…
Ползал, как змея
После 3 месяцев в больничных стенах мужчина вернулся домой. Признается – первое время было самым тяжелым.
– Бывали моменты, когда я все окна закрывал одеялами, чтобы друзья и родные, увидев свет, не пришли. Мало кто знал о том, что со мной произошло. Маму я и вовсе отправил домой, чтобы было не так больно видеть сына с одной ногой.
Но духом не падал – делал всё то же, что и раньше: убирался, готовил еду. Вначале, конечно, почти не мог передвигаться – позвоночник, руки, лицо были повреждены. Но, стиснув зубы, мало-помалу делал первые шаги, зарядку, полы мыл, ползал под диваном, ванной. Такая тренировка была. Сантехнику еще ремонтировал. В общем, не сидел без дела, потел, двигался.
Как змея, в душевую вползал: ополоснешься – и снова к делам.
Как-то пришел знакомый, сидим с ним, общаемся, и вдруг он спрашивает: “У тебя, что, женщина появилась?” – “Нет, сам убрался”. Не поверил мне приятель, а я ему предложил рукой под диваном провести и проверить чистоту. Женщины так чисто полы не моют, говорю, – смеется Азон.
Со старым другом-слесарем решил сделать самодельный протез. Надевал его по ночам и выходил во двор, чтобы никто не видел.
– Представьте – молодой, полный сил и энергии, карьера, спортом занимаешься, а тут лежишь или сидишь в инвалидной коляске… Поэтому и придумали мы тот протез, хотя медсестра потом сказала, что таким пользоваться опасно – можно нервные окончания повредить, потом вообще не смогу передвигаться, – продолжает собеседник.
Изменения в жизни Шаймарданова отсеяли лишних людей.
– "Всё, ему хана", – так говорили про меня те, кого я считал друзьями. Многие отвернулись, а спустя годы, когда встал на ноги во всех смыслах, вновь стали напрашиваться в друзья. Я их простил, но отношения разорвал…
Через год после аварии в Алматы мне сделали протез. Да такой качественный, что после 3 дней тренировок я начал ходить и даже танцевать в ресторанах, которые любил еще со времен юности. Никто и не догадывался, что у меня нет ноги выше колена, – рассказывает Азон.
Из оперов – в бизнесмены
Вернулся наш герой не только к спорту и танцам, но и в бизнес.
– Я со школы продавал всё, что мог. Правда, тогда это называлось "спекуляцией". Родственники моей маме говорили, что я “жаман бала” (“плохой ребенок”), деньги люблю и что к хорошему это не приведет. А у меня уже в 21 год свои мотоцикл, гитара, магнитофон и лошадь были.
Как-то пришли из ОБХСС с проверкой, а я им все чеки показал – покупал я всё официально. Я вне политики, но все послания Президента слушаю. И в середине 90-х глава государства сказал, что дает разрешение открывать на первых этажах жилых домов торговые помещения. С одним условием – в магазине туалет должен быть общественным. Никто, правда, не пускал людей в эти уборные, но вообще в законе было такое, – вспоминает собеседник.
Когда Шаймарданов пришел в акимат с заявлением об открытии магазина, ему сначала отказали. Пройдя десятки кабинетов, он все-таки получил разрешение и открыл продуктовый магазин, за ним – вещевой.
– Товар брал под реализацию. Оптом закупал продукцию, быстро распродавал, делая минимальную накрутку. Вот так с 16 квадратов раскрутил бизнес.
Про любовь и силу духа
В это же время случилась и любовь. В магазин успешного предпринимателя на практику пришли студенты из торгового колледжа.
– По завершении написал им всем характеристики. А одна девчонка, Ирина, опоздала, стеснялась до последнего зайти в кабинет. Подписал ей документ и сказал приходить с дипломом на работу. А потом предложение сделал. Ее родня поначалу против была – инвалид, 11 лет разницы в возрасте.
Еще и слухи разные про меня ходили.
В итоге отправил Ирину домой, сказал, ждать сватов. А на 17 августа назначили свадьбу. Ресторан сам заказал, друга попросил купить посуду, мебель для начала семейной жизни, – рассказывает Азон.
И вот уже много лет мужчина счастлив в кругу семьи, четырех сыновей и внуков. А еще продолжает занятия спортом.
Азон Шаймарданов – мастер спорта РК по волейболу сидя; 11-кратный чемпион РК и победитель международных турниров; участник Азиатских Паралимпийских игр в Китае; мастер спорта РК и международного класса по пауэрлифтингу; мастер спорта международного класса по армрестлингу.
– Я воспитал мастеров спорта международного класса по легкой атлетике и пауэрлифтингу. С 2013 года развиваю паралимпийские и сурдлимпийские виды спорта в Западно-Казахстанской области. За короткое время собрал команды по волейболу стоя и сидя, пляжному волейболу, пауэрлифтингу, армрестлингу, греко-римской борьбе, плаванию, футболу, бадминтону, баскетболу на коляске, дзюдо, танцам на колясках и другим видам спорта. Основал спортивный клуб для людей с ограниченными возможностями в Уральске, – перечисляет факты из биографии наш собеседник.
А еще Азон помогает людям, стоящим на краю отчаяния, не упасть.
– Врачи приглашают к пациентам перед ампутацией конечностей, захожу в палаты на протезе, рассказываю о себе, показываю фото, дух поднимаю. А потом, уже после операции, эти люди звонят мне, делятся успехами своей новой жизни, в которой они делают первые шаги.
Нур-Султан