По его словам, долларизированность экономики Казахстана составляет 40 процентов.
– То, что мы имеем, – достаточно непрозрачная картина. На мой взгляд, эта модель себя исчерпала. Мы внесем предложения, чтобы ее изменить, – заверил глава Нацбанка.
Зачем нам доллар?
Для того чтобы понять, как снижать долларизацию и что для этого будет делать Национальный банк, нужно посмотреть, какие вообще функции в нашей стране исполняет эта валюта. В целом таких функций четыре: это мера стоимости, средство платежа, средство накопления, мировые деньги.
Как более крепкая и привлекательная валюта, доллар всегда используется при определении цены для крупных товаров. В нашей стране традиционно так измеряются цены на жилье, землю, автомобили, ювелирные украшения. Загляните в любую газету, где публикуются объявления о продаже квартир или автомобилей – все цены указаны именно в американских долларах.
По факту для платежа тоже чаще всего используется американская валюта. Это удобно: продав квартиру за 100 тысяч долларов, эти деньги можно легко унести в барсетке. Для такой же суммы в тенге надо будет приготовить сумку.
В бизнесе доллар всегда оставался ориентиром для конечного определения эффективности проекта и получения прибыли. Отсюда исходит норма определения стоимости проектов в инвалюте.
И, наконец, – средство накопления. Даже пенсионеры по давно сложившейся привычке покупают понемножку доллары, чтобы положить их в заначку. По данным Нацбанка РК, за 2013 год объем депозитов повысился на 12,2 процента, составив 10 триллионов тенге. Но если депозиты в тенге практически не росли, то в иностранной валюте они выросли сразу на 40 процентов.
Налоги платим… Америке
Таким образом, доллар США исполняет в Казахстане сразу три основные функции. Соответственно и уровень долларизации в Казахстане должен быть достаточно высоким.
По словам профессора Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ) Нурлана НУРСЕИТА, степень долларизации в нашей экономике можно проследить по двум простым показателям: доле депозитов и доле выдаваемых кредитов в валюте. На конец 2013 года доля валютных кредитов составила 29,7 процента, доля валютных депозитов – 37,4 процента. То есть показатель долларизации можно смело поставить на уровне 33–35 процентов.
Это ставит нас в ряд высокодолларизованных стран, наряду с Аргентиной, Боливией, Камбоджей, Турцией. Все эти страны развивающиеся, с неокрепшей экономикой, зависимой от других стран. И все испытывают примерно одинаковые проблемы – это высокая инфляция, нехватка денег для развития экономики, высокие валютные риски, а значит, и высокая процентная ставка по банковским кредитам. Знакомо?
Все это объясняется потерей сеньоража – дохода, получаемого от выпуска (эмиссии) денег. В развитых странах сеньораж составляет примерно 1 процент от ВВП; в развивающихся странах с умеренной инфляцией – до 5 процентов. Чем быстрее растет экономика, тем больше спрос на деньги и соответственно сеньораж. Кроме того, Нацбанк теряет возможность влиять на нашу же экономику через регулирование валютного курса, не в состоянии стимулировать экспорт.
– Мы, как долларовая провинция, платим косвенных налогов в пользу США гораздо больше, чем в собственный бюджет. Это налог на инфляцию, на повышенную стоимость кредитов, налог на внешний долг, – сказал “Каравану” экономист Петр СВОИК.
Противоречивая задача
– Доллар – иностранная валюта. Его использование делает нас зависимыми от политики страны-эмитента. В данном случае это США, – считает Н. Нурсеит. – Высокая долларизация затрудняет проведение самостоятельной экономической политики. В этом отношении К. Келимбетов прав. Но как он будет делать дедолларизацию? Это очень тяжелая работа, особенно после такой резкой девальвации тенге и потери доверия населения к Нацбанку и национальной валюте. Ведь именно на доверии основан сам факт долларизации.
Это будет противоречивой задачей – снизить долларизацию и начать подъем экономики, считает наш эксперт. Рост экономики предполагает увеличение денежной массы – это аксиома. Это приведет к росту инфляции, снижению курса тенге и доверия к нему, что автоматически опять приведет к росту долларизации. Если же мы хотим немедленно снизить долларизацию, то будем сужать денежную массу, что приведет к нехватке денег для экономики и прекращению ее роста.
– Но, с другой стороны, если будет решена задача увеличения спроса на казахстанском рынке за счет роста отечественного производства, тогда будет и снижена долларизация, и увеличена экономика, – уверен он.
Обычно доверие к валюте долго зарабатывается. Правительство Казахстана добилось определенных успехов по повышению имиджа тенге: был достаточный приток иностранной валюты, низкая инфляция, экономика уверенно росла, тенге рос в цене. Но минувшая девальвация испортила имидж тенге как крепкой валюты. Поэтому в ближайшее время следует ожидать, наоборот, увеличения долларизации.
Нацбанк играет роль обменника
– В принципе, заявление Нацбанка правильно. Но я не представляю, как господин Келимбетов сможет это сделать, – сказал в интервью “Каравану” Петр Своик. – Если центральный банк отпускает курс тенге, то это путь в сторону усиления долларизации, а не к снижению. Чем бы Нацбанк ни руководствовался, но когда он спускает цену тенге, то стимулирует рост долларизации. Граждане же у нас не сумасшедшие, чтобы вкладываться в то, что дешевеет. Даже самые лучшие патриоты будут вкладываться в чужую валюту, если свои деньги падают в цене.
Но здесь вина не только Нацбанка, считает П. Своик. По его словам, Нацбанк РК ограничен в правах и играет, по сути, только роль обменника.
– Он меняет доллары на тенге и наоборот. Других функций центрального банка наш Нацбанк не осуществляет. Наше правительство никак не вмешивается в свободно складывающийся платежный баланс, и соответственно Нацбанк привязан к этому балансу и пытается по-рыночному поддерживать курс тенге, скупая избытки доллара и, наоборот, продавая их, когда нужно.
Поэтому прежде всего нужно пересмотреть роль правительства Казахстана. Наши министры должны регулировать внешний платежный баланс страны и обеспечивать не складирование бумажных валютных резервов, а использование их на полезные для экономики страны дела. Например, на приобретение новых технологий, увеличение производства, поддержку новых производств, обучение нужных стране специалистов. И если правительство будет правильно и активно тратить валютные ресурсы на эти вещи, увеличивая богатство Казахстана, тогда и Нацбанк превратится в орган, который будет планировать монетарное наполнение и обеспечивать это самое наполнение.
Желание или демонстрация?
Итак, основное средство борьбы с долларизацией – обеспечение макроэкономической стабильности. Эту работу обычно проводят совместно центральные банки и правительства стран. Правительство обеспечивает работу экономики по увеличению национального богатства, а национальный банк кредитует экономику. В Казахстане эти два органа работают разобщенно. Поэтому заявление Национального банка РК о борьбе с долларизацией – скорее демонстрация воли, нежели желание реально снизить зависимость страны от иностранной валюты.
Тем не менее Нацбанк что-то должен будет сделать, чтобы показать свою роль. Эти шаги будут носить административный характер, но не экономический. Например, может быть ограничена или осложнена работа обменных пунктов. Уже прозвучали заявления о возможном присоединении “валютников” к банкам. Может быть введен налог на покупку валюты. Однако по опыту других стран видно: все это приведет к созданию “черного рынка” валюты и опять-таки к росту долларизации экономики.