На неделе в Астану съехались районные и сельские акимы, депутаты маслихатов и активные общественники, чтобы вместе с мажилисменами решить, какие нормы в Законе “О местном самоуправлении” нужны для того, чтобы казенные деньги были потрачены на благое дело.
То ли грудь в крестах, то ли небо в клеточку
В Казахстане ежегодно принимается множество законов. Какие-то из них касаются только определенной группы людей, какие-то – всего общества. И Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления” однозначно из последних. В частности, он предполагает, что у районных, сельских и аульных властей появится собственный бюджет. То есть если раньше все налоги, которые платили сельчане, шли в казну области, а то и страны, а потом уже областные власти решали, что с этими деньгами делать и на нужды какого села направить, то с 2018 года соответствующие полномочия и обязанности перейдут местным акиматам. Источниками доходов станут сборы налогов – индивидуального подоходного, на транспорт, земельного и налога с доходов, не облагаемых у источников выплат. Также сельские акимы смогут собирать плату за размещение наружной рекламы вдоль дорог поселка, сдавать в аренду и продавать госимущество, штрафовать население за административные правонарушения.
– Бюджет местного самоуправления будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села. Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества. Расходы определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19 направлений расходов акима села: дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов и другие, – сказал, презентуя законопроект в мажилисе, министр национальной экономики РК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.
Сначала нововведение будет внедрено в тех селах, где проживает более 2 000 человек, а после 2020 года – повсеместно. Таким образом, местным властям придется распоряжаться 110 миллиардами тенге, собственные бюджеты появятся более чем в 2,5 тысячи населенных пунктов.
Мажилисмены назвали документ “сырым”, а спикер нижней палаты парламента РК Нурлан НИГМАТУЛИН выразил общее опасение, что после вступления закона в силу все 2 500 сельских акимов станут “потенциальными клиентами финпола”, потому как навыков ни бюджетного планирования, ни государственного администрирования у них нет.
Выговор за штраф и бухгалтер без кресла
Но прежде чем начать редактирование чиновничьего талмуда, парламентарии решили встретиться со своими коллегами из регионов и представителями сельских властей.
– Штатная численность сельских акиматов не соответствует численности населения. Есть акиматы, в которых 3–5 сотрудников. Бухгалтеры, которым сейчас хотят отправить районное и сельское финансирование, не в штате акимата. То есть они приходят по договору за 30–40 тысяч тенге, мы их лелеем и упрашиваем: “Пожалуйста, сделай!”. Поэтому мы очень просим добавить в штат акимата две единицы: бухгалтера и юриста, – озвучил главную проблему местного самоуправления заместитель акима Целиноградского района Акмолинской области Берикжан АБУТАЛИПОВ.
Другие сельские чиновники говорили о плохом Интернете, через который с 2018 года надо будет передавать массивы финотчетности в вышестоящие инстанции и проводить тендеры на услуги, о несовершенстве процедуры закупа и слишком долгой процедуре утверждения бюджета.
Так, рассказала аким села Павлодарское Павлодарской области Ирина ФОГЕЛЬ, они просто боятся выписывать штрафы, потому как страшно: если сотрудник акимата ошибется хотя бы в одной букве, занося данные в базу, и его, и сельского акима ждет административное и дисциплинарное взыскание.
Не выплеснуть с водой ребенка
Во всей этой суматохе, по мнению общественников, забыли о самом главном.
– Вся изюминка этого закона в том, что контроль будет производить само общество. Когда я была в Польше, то встречалась с Регольским, который был первым министром по местному самоуправлению. Я ему задала вопрос: что это дает? Он мне рассказал, что, как только они внедрили местное самоуправление, у них дороги начали стоить в два раза дешевле и служить они стали в два раза дольше, потому что контроль производят граждане, – попыталась вернуть парламентариев и чиновников к главной идее законопроекта президент ОЮЛ “Фонд содействия региональному развитию и местному самоуправлению в РК “Аймак” Айгуль СОЛОВЬЕВА.
Пока же, как посетовала бывшая мажилисвумен, обсуждаются технические моменты, а распределение сельских бюджетов чиновники предлагают отдать республиканским госпредприятиям, то есть забюрократизировать все финансовые процессы.
Правительственный законопроект говорит о том, что решать, куда направить финансы, должны сами жители на сходах и собраниях. Но как добиться плюрализма мнений и не допустить базара? Четкого ответа на этот вопрос ни у чиновников, ни у мажилисменов пока нет. В качестве самого приемлемого рассматривается вариант участия в сходах и собраниях представителей от улиц и сельских округов. Есть предложения отдать эту функцию на откуп маслихатам. Но что будет записано в конечном варианте закона – до сих пор точно неизвестно.
– Если честно, у меня после этой встречи появилось гораздо больше вопросов, чем ответов, – призналась после общения с представителями местных исполнительных органов депутат Загипа БАЛИЕВА.
Разобраться во всех нюансах законодательства о местном самоуправлении мажилисменам предстоит как можно скорее. Потому как мало принять закон до 2018 года, надо утвердить процесс обучения акиматовских чиновников основам бюджетного планирования, найти деньги на беспроводной Интернет и решить множество других вопросов.