Как бороться с невоспитанностью и неуправляемостью современных детей - психолог - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как бороться с невоспитанностью и неуправляемостью современных детей - психолог

Как бороться с невоспитанностью и неуправляемостью современных детей - психолог

Нередко современные дети и подростки проявляют не просто неуважение к старшим, но и попросту игнорируют замечания взрослых и даже кроют взрослых матом, вызывающе себя ведут. Почему так происходит и что с этим делать, рассказал психолог.

  • 9 Августа 2023
  • 18475
Фото - Caravan.kz

На вопросы корреспондента Caravan.kz ответила психолог Городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.

— Почему сейчас современные дети игнорируют взрослых , грубят и хамят им?

— Сегодняшним родителям сложнее стало сочетать работу, домашние дела и саморазвитие. Родители, конечно, очень любят своих детей, но из-за быстрого темпа жизни не уделяют им достаточно внимания. Для детей такая ситуация становится разрушительной , неудовлетворенная потребность во внимании порождает у них много негативных представлений о самом себе и об окружающем мире. Ребенок совершает отчаянные попытки привлечь внимание близких. Первый способ относительно безобидный: ребенок начинает хулиганить, перебивать взрослых, кричать. Все это позволяет получить порцию негативного внимания. Так он выражает вербальное агрессивное поведение. Если он не получает эмоционального отклика родителей, он может перейти к физическому выражению агрессии. Если это продолжается постоянно, то это потом перерастает в привычку так обращать на себя внимание. И постепенно такая форма общения переносится на чужих взрослых людей.

Потом дети обычно воспроизводят чье-то поведение. Грубость идет как подражание ( возможно, в семье ребенок видит эту грубость). Дети воспитываются в нездоровой среде – они регулярно видят безобразные сцены , ссоры родителей с оскорблениями и унижениями. Они бессознательно начинают копировать поведение близких людей. Грубят и хамят, потому что страдают от дискомфорта, вызванного внутренними или внешними причинами. Особенно бурно проявляют грубость и хамство подростки. Гормональные изменения, проблемы в отношениях, переживания по поводу меняющейся внешности – все это может провоцировать грубое поведение. Подростки грубят, потому что не справляются с интенсивными и неприятными переживаниями и тревогой.

— Откуда дети набираются негативных примеров поведения, нецензурной речи?

— Часто слышу: «Почему мой ребенок матерится и плохо ведет себя ?» Обычно это указывает на дефекты в воспитании внутри семьи или детского коллектива. Употребление бранных словечек – это в первую очередь привлечение к себе внимание родителей (особенно если родители постоянно заняты), когда у ребенка недостает слов и способов выразить свои чувства и переживания приемлемым способом. Кто-то из авторитетных и близких для ребенка взрослых употребляет нецензурные выражения в своей речи. Матерные выражения приветствуются сверстниками, вызывают смех, одобрение, признание «крутым». В семье по отношению к ребенку установлены жесткие правила и запреты. Ребенок лишен возможности заявить о себе хорошими способами, и ему приходится прибегать к плохим, чтобы получить недостающее внимание. Если говорить о поведении, дети любят повторять друг за другом, при этом с особенным азартом они копируют поведение, которое мы, взрослые, не одобряем. Дети проявляют те качества, которые есть в его родителях. Он учится на реальном примере, на том, что видит у родителей. Они копируют поведение родителей — это естественный механизм обучения в природе.

Какие приметы и предметы приносят удачу

— Должны ли детей воспитывать в детских садах и школах, прививать им моральные нормы?

— Да, должны. Духовно-нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Детей нужно правильно направлять в нужное русло, начиная с раннего возраста в семье и детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

— Как стоит вести себя взрослым, если им хамят и провоцируют чужие дети?

— Реакция на плохое поведение чужих детей всегда индивидуальна. Чаще всего она обусловлена возрастом ребенка и окружающей обстановкой. Видя грубости чужих детей, мы не имеем права их поучать или делать им замечания с позиции мамы, но в то же время есть право высказаться, если поведение ребенка нарушает нормы приличия или вызывает дискомфорт. Нужно различать, когда поведение находится в рамках социальных норм, а когда — вне них. Нельзя их ругать, оскорблять, тем более физически наказывать (это влечет за собой юридическую ответственность). Если вы видите, что ваши слова не доходят, лучше всего дистанцироваться.

— Как можно исправить поведение ребенка, который матерится, по-хамски общается с другими?

— Предотвратить такое поведение — это долгий процесс, нужно будет приложить много усилий. Никогда не отвечайте криком на крик. Важно сохранять спокойствие и доносить свои мысли без проявления раздражения. Иногда, когда ребенок хамит, он просто не знает, как выражать негативные чувства. Объясните ему, что «выпустить пар» он может на занятиях спортом или в активных играх. Зачастую достаточно просто показать на примере, как стоит показывать свое эмоциональное отношение к неприятным фактам. Вовлекайте детей в эмоциональное взаимодействие. Детям очень важно видеть, что вы искренне в них заинтересованы. Расширьте круг интересов ребенка.

— Стоит ли своего ребенка изолировать от его друзей, которые ведут себя недопустимо?

— Если у ребенка появляются действительно нехорошие друзья из сомнительной компании — это вина родителей, которые не интересовались его жизнью, мыслями, чувствами или же были очень строги к своему чаду. Как мне кажется, лучший способ уберечь от дурной компании – это предполагать, что ваш ребенок однажды случайно может в ней оказаться. Тогда можно поддерживать навыки и компетенции ребенка распознавать опасность, развивать способность принимать решение за себя, в котором он не будет, например , пробовать то же, что и все, будет отказываться делать то, чего от него могут ждать приятели. Учить отличать опасную ситуацию от безопасной и регулировать свое поведение. Создавать такие условия, отношения, чтобы ребенок действительно мог обратиться за помощью к вам, когда ему это необходимо. Забрать ребенка из дурного общества, разом лишить всего того, что он там имел, и при этом не дать альтернативы — это значит увеличить его трудности.