В Алматы парковщикам ничто не мешает зарабатывать на водителях. Ситуация не сильно изменилась после того, как власти мегаполиса запретили взимание платы за услуги парковщиков. «Люди в зеленом» с 1 ноября получили красный свет на работы в определенных местах в южной столице. Но, как показал наш собственный рейд, услужливые ребята кроме звона монет больше ни на что не обращают внимание.
В редакцию медиа-портала Caravan.kz стали поступать обращения водителей, которые недовольны положением дел. Казалось бы, плату за парковки в Алматы отменили больше месяца назад, но существенной разницы автолюбители не заметили – «зеленые человечки» как брали деньги, так и продолжают собирать. Речь идет о так называемых тротуарных автопарковках.
«С 1 ноября вводится запрет на взимание платы на всех автопарковках тротуарного типа. Договоры с эксплуатирующими организациями расторгнуты в связи с невыполнением обязательств и многочисленными нарушениями налогового законодательства, а также жалобами горожан», — распространила ранее информацию администрация города. В случае обнаружения фактов нарушения этих требований горожанам рекомендуют сообщать об этом по телефону «109».
Правда, власти сразу предупредили, что запрет не распространяется на территории парковок при торговых комплексах, развлекательных заведениях, вокзалах, аэропорте и на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Данный мораторий будет снят в мае 2016 года, когда в городе начнет работать Единая система платных автопарковок.
Наш корреспондент проверил, как на самом деле действует объявленный акиматом запрет. На железнодорожном вокзале Алматы-2 парковщики работают и исправно получают заработанное. И, кстати, среди них даже есть женщины.
Работа у этих людей не особо пыльная, да и досугу всегда найдется время.
А вот районе одного из скверов по ул. Панфилова на лицо явная наглость и бесцеремонность со стороны труженика «парковочного сервиса». Мужчина принимает плату за свою «работу», хотя именно в этом месте зарабатывать теперь нельзя.
То же самое наблюдается и на территории рядом с магазином «Юбилейный», хотя ни к торговым комплексам, ни к вокзалам, ни тем более к аэропортам он не относится. Развлекательным заведением его тоже очень трудно назвать.
На прилегающей территории торгового комплекса «Армада» парковать за деньги позволено и, естественно, этим сполна пользуются вездесущие парковщики – здесь их обвинить не в чем.
Не совсем понятно, как дела обстоят с ресторанами: наш фотокорр заметил промелькнувшую зеленую жилетку возле небезызвестной «Узбечки». И не зря. Хотя, если с идентификацией объекта могут возникнуть споры (он все-таки относится к частной собственности, на которой акимат не запрещает работать парковщикам), то интерес для корреспондента Caravan.kz представил другой факт. На "вахту" парковщик прибыл за рулем «Мерседеса», не последней, конечно, модели, но довольно сносного автомобиля, давно заслужившего доверие казахстанских водителей. Этот факт ломает общее представление о том, что парковщиками работают только бедные люди, которые больше ничего не умеют делать и якобы зарабатывают как могут. В доказательство – эти фотоснимки.
Тот, кто работает там, где власти позволили, ничем не рискует. С другими же надо разбираться, и есть лишь два способа разрешения проблемы для обеспечения комфорта жителям и гостям мегаполиса, которым надоели приставучие услугодатели. Свое видение представил юрист Жангельды Сулейманов.
«С таким явлением можно бороться двумя способами. Первый – это рейд акимата с полицией. Задержание парквощиков. Составление протоколов об административном правонарушении за приставание и нарушение налогового законодательства. Второй способ – это жалобы граждан в акимат или полицию», — сказал Сулейманов.
Приставание и назойливость – это, разумеется, явления неприятные и многим автовладельцам уже порядком поднадоели. Но один из парковщиков заявил, что все происходит по обоюдному желанию и ни о каком нарушении чьих-либо прав якобы не может быть и речи. Более того, мужчина заверил, что гарантирует сохранность автомобилей и даже, говоря о себе, намекнул на некую склонность к альтруизму.
«Я присматриваю за машиной, чтобы ничего не случилось. Добровольно помогаю водителям, а кто хочет, тот и дает деньги. Это по желанию, никто никого не заставляет. Сколько дают – столько дают, хоть 10 тенге», — рассказал один из парковщиков.
Какое-то рациональное зерно в его словах, может быть, и есть. Но главное здесь не то, как к этой ситуации относятся сами «зеленые человечки». Как пояснил юрист Аскар Каймаков, законных оснований привлекать их к ответственности, если нет нарушения по статье КРКоАП («Приставание в общественных местах»).
«Думаю, заняли прежнюю позицию: парковщики оказывают услуги по парковке транспорта, но оплата за их помощь является добровольной. То есть формула такая: парковщик тебе помогать обязан, а платить ты ему не обязан, если не хочешь. Так или иначе, каких-либо нормативных правовых актов по этому поводу нет», — прокомментировал другой юрист Аскар Каймаков.
Как видно, подвергнуть серьезному наказанию парковщиков представляется сложным, равно как и доказать их вину в совершении какого-либо противоправного деяния. Но даже в этом случае нарушителя обяжут лишь выплатить штраф в размере нескольких МРП. Решением, которое устроило бы и паркующих и паркующихся, могло бы стать распоряжение алматинской администрации, которое вступило в силу 1 ноября. Но пока очевидный эффект этого действия не наблюдается. Все это несколько смахивает на ситуацию, когда в фонде «Самрук-Казына» возникло недопонимание в сфере структурных коммуникаций. Прямого сходства, конечно, нет, но эффективность предпринимаемых усилий в принципе уже сейчас может оценить буквально каждый.
В акимате Алматы согласны с тем, что проблема имеется и отчасти объясняют это тем, что штраф, который грозит парковщикам за назойливость, не особо пугает их. Вероятно, выплатив необходимую сумму, они с лихвой все окупают уже на следующий день после погашения наказания.