По словам специалистов и участников турнира, мировое первенство стало самым лучшим по части организации за всю историю проведения подобных мероприятий.
Немалый вклад в это внесли и волонтеры. Добровольных помощников во время мирового первенства работало более 17 тысяч человек.
Среди них были и иностранцы. 21-летняя алматинка Ольга Юрина – одна из них. Она задолго до чемпионата мира по футболу решила, что поедет в Москву и будет помогать ради опыта и потому, что волонтерство дает массу преимуществ в будущем.
— С тех пор как я узнала, что в России будет проходить чемпионат мира по футболу, я решила, что поеду туда в качестве волонтера, к тому же это не так далеко, как Бразилия, — начинает наш разговор Оля.
– Я взяла и подала заявку. Это выглядело следующим образом: на сайте я прошла пункт проверки на уровень знания английского языка, потом выбрала волонтерское направление, в котором пожелала работать. После долгого ожидания мне предложили пройти собеседование, и меня взяли в команду. До ЧМ я уже работала активным социальным волонтером.
— Какие вам пришлось собрать документы, справки для работы волонтером?
— Ничего не нужно было, нужно было только купить билеты. И на удивление, организаторы даже предоставляли жилье и питание во время смены. Потому что изначально информация была, что жилье не предоставляют, и мне бы пришлось искать знакомых или как-то самой искать себе место проживания.
— В какой город на ЧМ вы попали?
— В Москву.
— Город можно было выбирать самостоятельно?
— Да, у меня была Москва в приоритете, еще я выбирала Сочи.
— Во сколько вам обошлось волонтерство и что на это сказали ваши родители?
— Они одобрили. Я потратила деньги только на билеты, но билеты в оба конца я брала еще в марте, поэтому это немного, я успела даже поднакопить, и жизнь там не такая дорогая, как здесь, например. Мне хватило, потому что в основном мы гуляли по городу и питались в недорогих общепитовских заведениях. Во время смен, а у меня было семь смен в «Лужниках», три на стадионе «Спартак» и три смены в билетном центре, и во все эти дни предоставляли питание.
— Сколько часов вы работали в день?
— Часов десять, но это со всеми сборами, едой, а полная нагрузка — около пяти часов.
— Что входило в ваши обязанности волонтера?
— Я в основном помогала как переводчик, информировала посетителей: куда пройти, как, рассказывала, что нельзя делать на стадионе, и прочие инструкции.
А главное — нужно было быть приветливым и создавать атмосферу праздника.
— За какое время до начала чемпионата вам надо было прибыть на место?
— Сначала организаторы меня неправильно проинформировали, сказали, нужно приезжать за месяц до начала события. Позже выяснилось, что у них произошла какая-то накладка и приезжать за месяц не нужно, тогда мне пришлось поменять билеты, и я прибыла в Москву за два дня до начала чемпионата.Чемпионат мира-2018: дождь, хорватские прелести и черная Франция
— Чем запомнилась поездка на ЧМ?
— Много чем. В основном это атмосфера, болельщики, сами игры. И однозначно это колоссальный опыт, новые знакомства, новые друзья почти со всего мира.
— А еще волонтеры из Казахстана, кроме вас, были?
— Я встретила двоих ребят, но они учатся в Москве.
— Болельщиков наших встречали, как они себя вели?
— Да, встречала. Они вели себя как обычные болельщики, абсолютно культурно.
В какой-то из дней, гуляя по Арбату, казахстанец шел с нашим флагом, он, кажется, был из Актау, и все к нему подходили и просили с ним сфотографироваться. Я тоже к нему подошла, чтобы перевернуть флаг, он нес его неправильно.
— Вы сами за кого болели?
— Я еще с 2010 года болею за Испанию. И для меня самым критичным матчем был матч Россия — Испания, во всех остальных матчах я болела за Россию, естественно, а тут очень опасно было болеть за испанцев, особенно когда «Лужники» были наполнены русскими фанатами, и тут нужно было просто помолчать, что ты болеешь за Испанию! Вообще волонтеры должны соблюдать нейтралитет.
— Какие матчи вам особенно запомнились? И чем?
— Были очень скучные матчи. Например, мне пришлось побывать на игре Франция — Дания. Все болельщики знали, что этот матч не нужен! Поэтому они уходили со стадиона недовольными.
— Не было ли на ЧМ случаев неприязни или дискриминации?
— Нет, такого не было. Изначально все думали, что я из России, потому что очень много было волонтеров из других российских городов, регионов. Я сама жила с таджичкой, она россиянка, но по происхождению таджичка. Все было нормально, никаких проблем. Некоторые так удивлялись, когда говорила, что я из Алматы. Один мальчик из Башкирии даже волонтерил у нас в Алматы на Универсиаде-2017.
— Удалось ли вам встретить футбольную знаменитость, получить автограф, сфотографировать, к примеру?
— Мы (волонтеры) пришли на фанфест (фестиваль болельщиков) посмотреть матч Испания — Португалия, а перед этим был матч Иран — Марокко, он уже подходил к концу. Мы подошли к сцене, даже не зная, что там будет, и вдруг ведущий объявляет, что выходит Златан Ибрагимович. И мы были в шоке, что он так близко! Впечатления остались только положительные!
— Волонтеров на ЧМ поощряли?
— Да, проходили всякие конкурсы на лучшего добровольного помощника и так далее. После финала один мальчик выиграл мяч с автографами нескольких футбольных знаменитостей.
— В будущем будете еще работать волонтером?
— Да, в марте 2019 года в Красноярске будет проходить Универсиада. Я собираюсь туда заявку подать и попробовать трудоустроиться как волонтер.