Все это сделано в рамках экономии госбюджета: кризис же! Похоже, у наших соседей начинается соревнование, кто круче поможет стране – кто идеями, кто наличными. Вот губернатор Ставрополья Владимир Владимиров вообще отдал свою зарплату за февраль в бюджет края. Хотя оклад ему не индексировали с прошлого года. А как у нас с этим? Ни одного такого камикадзе среди отечественных министров, руководителей нацкомпаний и акимов не обнаружил.
Третья сторона бюджета
Память у меня еще не отшибло. Я точно помню, что, согласно новой концепции, эффективность работы акимов, министров и других начальников теперь оценивают по факторно-балльной шкале. Принял решение, достиг результата – заработал очко. За прочие бонусы придется попотеть: качество и своевременность оказываемых услуг в электронном формате, сумма привлеченных инвестиций, создание новых рабочих мест, снижение безработицы, строительство жилья, улучшение экологии и прочие блага для электората. Именно такой принцип предусмотрен новой моделью госслужбы в стратегическом плане РК до 2020 года.
Там еще определены стандарты поведения слуг народа в рабочее время и за пределами своих кабинетов. Кто впервые вступает в эту реку – должен пройти трехэтапный отбор. А те, кто уже провалил “дорожные карты”, программы поддержки бизнеса и занятости, развития моногородов, водные программы, – эти пока вне подозрений? Спрашивать с них за отсутствие результата уже поздно? Да и денег – десятки и сотни миллиардов бюджетных тенге – похоже, никогда не вернуть.
Справка “КАРАВАНА”
Уездный островок Сингапур за 40 лет стал одним из самых процветающих государств мира. Голозадая танцующая Индия доплясалась до лидера в сфере IT-технологий. Голодный Китай со своей компартией из аграрной страны за 20 лет превратился во вторую промышленную державу планеты, вытащив из бедности почти 500 миллионов нищих. И не только потому, что там с коррупцией боролись расстрелами.
В Казахстане депутаты мажилиса и примкнувшие к ним депутаты маслихатов предлагали бороться с коррупцией детскими песенными и танцевальными конкурсами, а также ношением значков “Я против коррупции!”. Креативно. Особенно для тех, кто выиграет тендер на производство значков и организацию песен-плясок… А как в реальности наши бюрократы воюют с коррупцией и за экономию бюджетных средств?
В последний день зимы Национальная бюджетная сеть Казахстана (НБСК) и фонд “Сорос-Казахстан” представили анализ исполнения бюджета за 2015 год. Независимые эксперты изучали главный финансовый документ страны с точки зрения его открытости, уровней контроля со стороны госорганов и общества и других параметров. Из 100 возможных баллов бюджет набрал всего 51 (три года назад было 48). А теперь внимание!
По мнению исследователей, часто просто невозможно понять, на что расходуются средства госказны. Нет достоверной информации о государственном долге, кроме того, не все области предоставляют правдивую информацию, на что будут потрачены бюджетные деньги.
Я видел сюжет с этого “круглого стола”. Лица авторов отчета и гостей (особенно у экс-главы счетного комитета и экс-мажилисмена Омархана Оксикбаева) были унылыми и расстроенными: кризис кризисом, но умение грамотно распоряжаться народными деньгами нашему парламенту, правительству и исполнительным органам, похоже, в полной мере не дано…
В начале года директор Института экономической политики г-н Арыстанбеков сказал: “Основная масса коррупционных преступлений совершается при проведении госзакупок. Их объем только в 2015 году составил 7,6–7,9 миллиарда долларов”. Странно. Каирбек Тулендиевич называет сумму, а правоохранительные органы никак ее не комментируют, хотя больше двух месяцев с того дня прошло.
Роскошь отчета и контроля
Месяца полтора назад вице-премьер Бахытжан Сагинтаев заметил, что с 2010 по 2015 год объем прямых иностранных инвестиций в нашу обрабатывающую промышленность вырос с 6 до 18 миллиардов долларов. Ну и что сделано за эти деньги? В каких регионах? Почем и куда экспортируем продукт? И почему областные акимы не рапортуют об этих достижениях радостными цифрами?
Залез в Интернет. Искал. Не нашел. Ни куда деньги ушли, ни кто на этом выиграл. Зато начальников у нас на душу населения – как звезд на небе. Может, раз пошла такая кризисная пьянка, так сократить в два раза вторых заместителей, в три – третьих, в четыре раза – четвертых, а простых замов вообще разогнать?
Кстати, второй десяток лет предприниматели жалуются на несметную орду проверяющих и контролирующих органов. Казахстан по их количеству вообще чуть ли не чемпион мира. Во Франции их 11, в Германии 14, у нас более полусотни. Много ли они в бюджет денег принесли? А сколько мелких и средних предприятий разорилось после таких проверок? Точных цифр никто не назовет. А ведь это не попавшие в казну налоги. Может, и проверяльщиков заодно того… Серпом по головам? Сколько на этом сэкономим – считать страшно.
Полтора месяца назад Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил на расширенном заседании правительства, что приоритетной задачей социальной политики сегодня является сохранение и создание новых рабочих мест: “В центре внимания должны быть нужды простого человека, его благополучие…”.
В конце прошлого года парламентская фракция “Нур Отана” предложила вернуть госмонополию на алкоголь. Была еще идея возродить налог на бездетных и холостяков. Опять же ради пополнения бюджета. А до этого – ввести налог на роскошь. Но все уперлось в то, что именно считать роскошью и по каким критериям: дорогие авто, особняки размером в Белый дом, золото-бриллианты? А определять будут сами владельцы этой “роскоши”? Кстати, прошлой осенью узнал, что покупка драгоценностей в Казахстане по сравнению с предыдущим годом выросла на 32 процента. Кто-то, видимо, отлично знает, на чем экономить не стоит.
К слову, 8 февраля глава государства подписал указ о проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов и акимов. С нетерпением жду, когда о своей работе в году ушедшем начнут рассказывать министры. Особенно о том, как успешно они осваивали бюджет и с каким эффектом для сограждан. Полагаю, будет весело.
Алматы