– По большому счету, речь идет о проектировании новой мировоззренческой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. Эти ценности должны быть современными, укреплять национальную идентичность в глобализирующемся мире, который национальную специфику размывает. Они должны обеспечить сохранение культурного кода нации: языка, духовности, традиций, культуры.
Марат Тажин подчеркнул, что к исторической науке предъявляются совершенно новые требования, а в мировой историографии произошла критическая переоценка методов познания: теперь историк не просто «регистратор» событий, который фиксирует и описывает факты.
– При таком подходе каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью, – отметил М. Тажин.
Он также призвал историков по-новому отнестись к источникам и архивам:
– Неужели можно без критического анализа принимать в качестве истины в последней инстанции свидетельства о казахской истории, насквозь пропитанные европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов. Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня.