Круглая дата – повод не только оглянуться в прошлое, но и попытаться протянуть очередную нить из дня сегодняшнего к истокам той истории, которой мы гордимся, к поэзии, которой зачитываемся вот уже второе столетие. И как бы много мы ни знали об Абае, остается еще множество неизвестных деталей, раскрывающих образ корифея казахской литературы. Поиском и изучением маленьких деталей большой истории занимаются на родине поэта в крупнейшем музее страны – Государственном историко-культурном и литературно-мемориальном комплексе Абая.
Первый музей поэта открылся в Семипалатинске в 1940 году, став первой в истории Казахстана литературной коллекцией.
Сначала учреждение ютилось в небольших помещениях, где бывал Кунанбаев, а в 1967 году музей обрел постоянное пристанище в бывшем купеческом особняке.
Сейчас это целое культурное государство в государстве, чья общая площадь насчитывает 64 квадратных километра. Оно включает в себя не только комплекс в Семее, но и Дом-музей Абая в Жидебае, Мухтара Ауэзова в Борили, Асета Найманбаева в Маканчи и “Алаш арыстары” – М. Ауэзов”. За основу был взят опыт работы музея Льва Толстого в Ясной Поляне. Ну а главной святыней стала фамильная усадьба Кунанбаевых в Жидебае. Именно здесь прошли последние десять лет его жизни, были написаны “Слова назидания”, а в доме царит дух поэта. В двух километрах от усадьбы высится белоснежный мавзолейный комплекс. Здесь похоронены Абай и Шакарим.
Среди реликвий хранятся те, что были переданы самим Кунанбаевым в 1885 году краеведческому музею, его записи и прижизненные фотоснимки, личные вещи, редчайшие издания классиков Востока и западных философов, воспоминания современников.
Есть и самые неожиданные вещи, позволяющие почувствовать ту эпоху. К примеру, дверь медресе, в котором учился маленький Абай. Ему было десять, когда по решению отца его отправили учиться в Семипалатинск в медресе Ахмета Ризы. Четыре года, с 1855 по 1859, он постигал здесь азы религиозных и светских наук.В советское время учебное заведение было закрыто и переделано в жилой дом.
Чтобы сохранить историческое сооружение, в 1992 году было принято решение о переносе медресе на территорию выставки.
До 2011 года двухвековая створка использовалась по своему назначению, открывая вход в здание и удивляя вырезанной на ней арабской вязью. После тщательного изучения стало ясно – на дверных досках шакирды вырезали собственные имена точно так же, как нынешние школьники порой расписывают парты. Но старинная дверь со временем портилась. В музее приняли решение заменить ее на новую, а уникальную створку, которую сотни раз открывал и закрывал Абай, сделали выставочным экспонатом. Теперь дверь из толстых досок с тяжелыми коваными петлями заняла свое место в одном из залов бывшего медресе.
Есть в числе экспонатов скромная пиала, которую в 1885 году поэт передал в коллекцию создаваемого семипалатинского музея.
Когда-то тонкостенная кесе треснула, и неизвестный мастер укрепил ее металлическими ободками, да так надежно, что сквозь стык не проникает ни капли воды. Исследователей до сих пор поражает искусство умельца, который смог так виртуозно и надежно склеить разбитую чашу.
А на днях коллекция пополнилась сенсационной находкой. Сотрудники хранилища побывали с научной поездкой в Татарстане. И там в ходе научно-исследовательской работы обнаружили в библиотеке имени Лобачевского Казанского государственного университета ряд изданий, имеющих отношение к Кунанбаеву. Среди них оказался оригинал первого правового документа – “Кодекса для простых казахов” на арабском языке, который был принят на съезде в городе Карамоле в 1885 году.
– На той встрече Абая выбрали председателем съезда, – пояснила заместитель директора музея Мейрамгуль КАЙРАМБАЕВА. – В течение трех дней он писал статьи для этого закона. Документ был принят в мае 1885 году, а год спустя был отпечатан в типографии императорского университета в городе Казани.
Специалисты рассказали, что в архивах и библиотеках Казахстана оригинала этого документа нет. В фондах хранилась лишь машинописная копия на кириллице, которая была сделана в 1959 году.
Продолжать рассказ об экспонатах можно долго. Но, как гласит старая поговорка, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предстоящее в 2020 году масштабное чествование 175-летия поэта станет стимулом для многих людей посетить его родину. Тем более что к этой дате музей-заповедник предстанет в новом облике. Побывавший в Семее Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил провести комплексную модернизацию столь значимого для всей страны культурного учреждения.
– Необходимо модернизировать комплекс Жидебай и привести в должный вид всю необходимую инфраструктуру. Родина великого Абая должна превратиться в культурный центр, который сможет достойно принять туристов со всех концов света, – подчеркнул глава государства.
СЕМЕЙ