Казалось бы, что там можно найти — система автоматизирована!? Не будьте наивны, именно при таком «автоматизированном подходе» к системе взаимоотношений продавца и покупателя, способов обсчета едва ли не больше, чем, если бы все происходило в захолустном сельском магазине, и палку колбасы вам взвешивали на безмене…
Покупая однажды в пользовавшемся доверием супермаркете родного Петропавловска упаковку йогуртов, я и предположить не мог, что это… йогурт-оборотень! В пробитом на кассе чеке рядом с хлебом и прочими стандартными продуктами, которые удобно улеглись в фирменный пакет, ясно значилось — упаковка пива такая-то, хотя никакого пива не было и в помине. Цена «пива» при этом была ровно вдвое выше той, что ясно различалась на развеселых йогуртах — 120 тенге за 1 штуку… И тут я понял, что сэкономленные моей фирменной картой 2% — с лихвой окупились магазину пивным йогуртом (или йогуртовым пивом, как вам угодно). На просьбу узнать, куда же потерялись кровно заработанные 300 тенге, кассир холодно, но вежливо ответила, что она пробивает товар по штрих-коду и подменить его невозможно… В праведном гневе дойдя до администратора, я получил назад свои три сотни, кроме того у меня забрали «неправильные» йогурты и поставили их ровно на то же место, где я радостно с ними впервые встретился.
Не будучи излишне наивным, я решил, что это не простая случайность, а впоследствии узнал, что технически подменить в базе данных супермаркета один код другим — не так сложно. Конечно 300 тенге не большие деньги, но по некоторым подсчетам подобные супермаркеты обслуживают до 2-3 тысяч человек ежедневно. Если даже предположить, что «неправильные» продукты покупает каждый 10-й, это выльется в очень неплохую сумму.
«Со мной такая неприятность случалась дважды, — жалуется воспитатель детского сада Лилия Разина, — в первый раз в прошлом году ко дню города я купила коробку конфет, пробитую как дорогое вино, а во второй нам трижды пробили одну и ту же палку колбасы. Самое обидное, что когда мы обнаружили обсчет и вернулись, деньги нам возвращать никто не собирался…»
Доказать факт обсчета практически невозможно, поэтому проверять свои счета необходимо сразу же.
Таксист Виталий Мандрыгин из тех, кто в магазине бьется за каждую копейку, проверяет товар на качество, а, столкнувшись с обманом, старается больше не ходить в таую торговую точку. «Сначала мы с женой обратили внимание, что в ближайшем к нам магазине ценники наклеиваются один на другой по несколько раз, — рассказывает мужчина, — причем на каждом стоит разная дата упаковки и срока годности. После я увидел, что при взвешивании продавец как-то резко бросает продукты на весы, оказалось, что электронные весы тогда выдают результат больше, чем нужно… Сейчас я не знаю практически ни одного магазина, в котором так или иначе нас не обсчитывают по мелочам, но представьте себе, в масштабах тысяч покупателей во что превращаются мелкие 100-200 тенговые обсчеты? А выгода кассиров и продавцов в том, что им начисляют премии за успешную работу…».
Формула обсчета
С точки зрения обсчета, обвеса, обмера, недолива и тому подобного облапошивания, наиболее опасными считаются базарные торговцы с антикварными безменами и рычажными весами, продавцы уличных палаток и лотков, квасных бочек и пивных киосков, однако, они на самом деле воруют на пятак.
На миллионы обсчитывают там, где подвоха ждать, вроде бы, неоткуда…
«Мы, нижеподписавшиеся, заключаем договор об оказании услуг по поставке воды/газа/электричества/телефонной связи и так далее и тому подобное…»
Ох, как трудно прочитать все эти страницы с мелким шрифтом. В конце концов, и так все ясно! Так что подписываем. Тем самым, принимая на себя обязательства своевременно платить, а в случае задержки — погашать и автоматически начисляющуюся пеню. Но никому не приходит в голову проверить — а наговорили ли вы на указанную сумму по телефону, выжгли ли газ и свет? Мы ведь ОБЯЗАНЫ (крупными буквами в договоре)…
Между тем прочесть скучные странички того или иного договора не только нужно, но и полезно, очень важно знать под чем вы подписываетесь. Будь вы немного более любопытны, то выяснили бы — и поставщики услуг ВАМ КОЕ-ЧТО ОБЯЗАНЫ, а в случае просрочки, вы имеете право требовать перерасчета.
«Вот простая ситуация, в офисе не работает телефон, — рассказывает юрист Юрий Фогель, — ну день не работает, два не работает. Трудно подсчитать, сколько звонков я пропускаю, а может быть мне звонит какой-нибудь очень важный клиент? Не стоит говорить о том, что по таким случаям на западе граждане, если не подают в суд исковые заявления о возмещении недополученной прибыли, то хотя бы их телефонная компания вычитает деньги из своих квитанций за те несколько «холостых» дней. А мы платим полный тариф. Пусть и переплачиваем какие-то копейки — ерунда.
А если телефон в этот момент не работал в общей сложности у тысяч абонентов? Вот вам и тысячи, десятки тысяч тенге, а если считать, сколько в год — снова миллионы. Между тем, все просто — по документу, заключенному между вами, телефонная компания обязана предоставлять вам услуги связи в полном объеме, а если этого не происходит — есть повод обратиться в суд».
К сожалению, сограждане еще не привыкли бежать в суд по каждому ущемлению прав, обсчету, обману. Поэтому головотяпство, а иногда и направленное добавление суммы услуг, имеют место быть повсеместно.
Пенсионерка Мария Савина привыкла подсчитывать до тенгушки все доходы (тем более, что вести учет ее пенсии нетрудно) и расходы, и однажды обнаружила, что показания электросчетчика не соответствуют предоставляемым счетам, а когда пожаловалась в компанию, предоставляющую электроэнергию услышала, что такого не может быть. Помог старушке сосед, оказалось, что и он, и пенсионерка, и другие соседи целый месяц платили за электричество, потребленное работниками-отделочниками офиса на первом этаже их дома, которые больше месяца сверлили, пилили и чего только ни делали.
И поскольку тарифы за электроэнергию продолжают расти, то пора рядовому потребителю наверняка узнать, сколько электричества потребляют на самом деле его электроприборы.
В Интернете легко найдутся кое-какие расчеты и иные полезные советы, от тех, кто пробует экономить.