Весьма актуальная вещица в дни зимних каникул, особенно если учесть, что горнолыжное снаряжение сегодня доступно далеко не всем, а кататься хочется каждому, да и для здоровья — не помешает.
Автор обычно «испытывает на себе» ощущения от полетов на разных самолетах, дельталетах, а потом делится впечатлениями и выводами.
Но в этом материале все технические конструкции описываются лишь со слов самого изобретателя — В. Гузиева.
Мне же, как автору, не была предоставлена возможность достоверно увидеть процесс работы его технических разработок, а посему — не ставлю цели делать какой-либо рекламы. Однако, новинка — «моно-лыжа», — уже становится известной в Алматы.
На Чимбулаке и в других чудесных горных местах некоторые алматинцы вовсю на ней катаются. Доступная техническая спортивная новинка обречена на популярность. Эта полезная вещь способна дать заряд бодрости не только подросткам, но и их родителям.
В городе, где смог становится неотъемлемой частью быта, всем нужно иметь возможность выбираться на природу, повыше, еще выше, чем пелена смога, на высоту более 2000 метров.
И такой спортивный отличный «лыжный» снаряд (или его аналог) когда-нибудь станет непременным атрибутом любой алматинской «кладовки», куда ставят после уик-энда сани и лыжи, удочки и велосипеды.
Случай из «Теории вероятностей»
Чудо всегда где-то рядом: я давно мечтала найти этого человека и написать о нем, о его серьезных изобретениях и инженерных технических разработках. И представьте, недавно зашла в копи-центр, где пришлось терпеливо ждать, чтобы мужчина, стоявший впереди, наконец-то «прошел», уступив мне внимание оператора ксерокса. Однако он не отходил, и, проявляя недюжинное терпение, я задала вопрос: чем это вы там занимаетесь? И тот листок, который он мне протянул, — стал ответом на все вопросы. Его Величество Случай щедро подарил мне долгожданную встречу с изобретателем Виктором Гузиевым.
Виктор Гузиев в 1981 году закончил Новосибирский электротехнический институт, и темой защиты диплома выбрал настолько оригинальную и сложную идею, что все профессора были потрясены — «Резонансное энергопреобразование».
На его счету десятки изобретений, а сэр Джон Сталкер (Англия) как-то в конце 90-х годов даже приглашал В. Гузиева в страну Туманного Альбиона — сотрудничать на благо цивилизации, пообещав все возможности для внедрения его изобретений, и настоящих, и будущих.
Тогда Виктор Гузиев отказался от шансов реализоваться за рубежом. Но здесь, в Казахстане, где он и родился, и вырос, ему не хватает именно спонсорской помощи, так как все «инновации», порой практически эксклюзивные, ему удается лишь изобрести, рассчитать, изготовить как демонстрационный образец, но вот далее (удел многих изобретателей России ещё XIIIV — XIX веков), Виктору Гузиеву не приходится рассчитывать на финансовую помощь государственных институтов.
Попытки ее получить он, конечно, предпринимал, но — безрезультатно. В конце 80-х годов в Москве, в МВТУ им. Баумана, на конференции, В. Гузиев делал научный доклад по своей теме.
В то время научные кадры ценились ничуть не меньше, чем сегодня, и посему ему было предложено финансирование того проекта, который он предлагал, над которым собирался работать. Однако Гузиев отказался работать и в Москве. Тем не менее, бережно хранит научные отзывы о своей работе.
В 1984 году он сделал аналогичный научный доклад о проекте в области резонансного исследования в МГУ им. Ломоносова (там имеется институт механики, отдел спортивной промышленности), а также в институте машиноведения им. А.А. Благонравова — в 1985 году.
И его тему также предлагали профинансировать, с условием, что инженер будет это делать, оставшись именно в стенах московского ВУЗа. Видимо, не судьба…
Хотя, кто знает, может Фортуна однажды даст и гораздо более серьезную возможность?
Как бы там ни было, остались на бумаге отзывы о его научных работах, но — не более того. Ведь, чтобы труд мог «состояться», необходимы условия для его осуществления, и финансирование — прежде всего.
Пока не будет условий, нечего и ждать от талантливого инженера, ведь своими усилиями, такими «потугами» может быть и можно изобрести нечто ценное, но все будет происходить медленно, так как любая «железка» стоит денег.
Кроме того, необходимо электричество, приборы, и так далее, одним словом, элементарные лабораторные условия для научных изысканий, научно-технических экспериментов, дальнейшего «совершенствования» той или иной технической модели, ее разработки, апробирования и т.д.
А пока инженер вынужден добывать себе хлеб насущный разными способами, вместо того, чтобы свои таланты развивать дальше, созидая нечто ценное в области инженерии.
Прогресс обречен на черепашье движение, хотя даже и в таких некомфортных условиях Виктор Гузиев все-таки умудрился сделать немало полезного для общества, в том числе разработал тренажеры для инвалидов.
Экспериментальная модель тренажера для реабилитации больных после операции (и после гипса) в городской клинической больнице № 4 г. Алматы, в отделении ортопедии работала с пользой для больных, это было еще в конце 90-х годов. Однако, по словам самого изобретателя Гузиева, наиболее ценную часть тренажера кто-то тихо «разобрал и унес с собой». Кстати, это был единственный экземпляр, эксклюзивный, точнее экспериментальный, авторский. Аналогов ему (вроде бы) и нет.
Автор этих строк задала вопрос главному травматологу города Алматы — кандидату медицинских наук А.Н. Чучуло:
— Действительно ли ценная вещь изобретение В. Гузиева? Понравился ли тренажер больным, и насколько он нужен?
— Да, эта вещь стояла у нас в больнице — в коридоре около года, она была полезной.
— Так почему бы Вам не заказать изобретателю такую же штуку еще раз?
— У нас пока нет на это достаточного количества средств.
А что касается «моно-лыжи», то Гузиев и не скрывает, что видел американскую модель в интернете, однако она громоздкая и неуклюжая, стоит 2000 долларов, и виртуозностью, увы, не блещет. Можно только догадываться о том, что заокеанская модель просто пока «сырая», но ведь ее далеко не каждый захочет (и сможет) нести в рюкзаке на вершину горки.
Зимние каникулы — с лыжей на снегу
Как известно, вообще катание на лыжах — здоровое времяпрепровождение, что весьма важно и для детей, — подростков, и для взрослых. Так, вся Австрия стремится в выходные и в праздничные дни в горы, — в Альпы, на чистые снега, покататься на морозе, с горки, откуда и дети, и взрослые возвращаются с румяными щеками.
Даже рождественские каникулы европейцы (не только австрийцы) стремятся украсить лыжной прогулкой, для чего заранее бронируют, снимают удобные номера в горных мотелях.
Лыжи у европейцев — популярное хобби. Оно и понятно — практически весь цивилизованный мир стремится к здоровому образу жизни, что отражается и на новых законах об экологии, и на экологически чистых ДВС (двигателях внутреннего сгорания) для автомобилей и на многом, многом другом.
Наши горы, Тянь-Шань — природное богатство, и кататься с них — не меньшее удовольствие, чем с Альп, я вас уверяю! Однако, дороговизна горных лыж (да и снаряжения в целом) делает «здоровое хобби» недоступным для большей части нашего населения, что, безусловно, отражается и на здоровье детей, школьников, подростков, молодежи, да и взрослой части населения.
«Моно-лыжа» и ее характеристики
Основа — профессиональная (стандартная) лыжа. Высота полета 0,3 метра — не опасно для начинающих, то есть именно то, что надо для подростков, школьников. Принцип выполнения поворотов и остановки такой же, как в горных лыжах.
На стадии начального обучения — руки должны опираться о поручни, в дальнейшем же руки могут быть уже распростерты, что, возможно, ассоциируется с тем уровнем, когда езда уже настолько виртуозна, что можно не держаться за руль.
Подсчитано, что процесс обучения навыкам горных лыж на данной «моно-лыже» происходит в 100 раз быстрее, чем на горных лыжах.
Более того, эта своеобразная «прима-лыжа» развивает координацию движений, укрепляет мышцы живота, что важно для спортсменов и девушек, желающих эффектно «подтянуть животик». Уже по этой простой причине «моно-лыжа» должна стать очень популярной.
Вес самой лыжи — 3,5 кг, длина — 65 см, что весьма удобно для того, чтобы подниматься на любую гору. Однако даже сиденье продумано таким образом, чтобы обеспечить безопасность катания с самых крутых гор. Сиденье и лыжа полностью сконструированы эластично, возможны прыжки с небольших трамплинов и даже — выполнение пируэтов.
В станковый (стандартный) рюкзак помещаются три «моно-лыжи» — то есть для всей семьи. Таким образом, в багажнике автомобиля, или пешком, а затем в автобусе ехать с «моно-лыжей» — дело вашего вкуса, выбора. Имеется и видеоролик — авторский, весьма подробный инструктаж В. Гузиева.
Доклад в акимате
Как мне рассказал сам инженер-изобретатель, на днях он предложил свой проект в акимате г. Алматы по трем социальным предложениям. Вот одно из них: каким образом можно большое количество детей занять вполне доступным спортом. По его предварительным расчетам получается, что на такой «моно-лыже» можно даже за 1 час перекатать 600 человек, — школьников, по очень простой игровой, соревновательной форме (схеме), в чем-то схожей (по принципу) и с элементарной лыжной (зимней) эстафетой.
Несомненно, после лыжной тренировки на свежем горном воздухе (с напряженной работой многих групп мышц) у многих мышцы будут «гудеть», т.е. спастировать, как после приличной физической нагрузки.
Однако вряд ли дети захотят стоять и смотреть, как развлекаются другие, ведь каждый хочет кататься именно «здесь и сейчас», а иметь собственную «моно-лыжу» — вполне доступно.
P.S. Реакция акимата пока неизвестна. Комментариев нет. Скоро — каникулы, и кто-то будет кататься в горах, кто-то — просто шляться без дела по подворотням, а кто-то — сидеть часами напролет в компьютерных клубах…