Измени судьбу Алматы - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Измени судьбу Алматы

Измени судьбу Алматы

В акимате Алматы представлен проект Программы развития города на 2016–2020 годы. Сказать, что многих гостей она впечатлила, –
не сказать ничего! И дело не только в любопытных цифрах, амбициозных планах. Впервые в Казахстане создан прецедент публичного обсуждения: в течение месяца горожане могут вносить свои изменения, делиться креативными идеями. Ну и критиковать все, что не понравилось в новом документе.

  • 6 Ноября 2015
  • 3809
Фото - Caravan.kz

О том, что алматинцы должны принимать участие в решении вопросов, касающихся благоустройства их родного города, “КАРАВАН” писал много раз. Ведь кто еще, как не жители города, хорошо знают все его “трещинки”!

Аким Бауыржан БАЙБЕК, словно прочитав мысли алматинцев, во время презентации проекта напомнил собравшимся, что “главным ресурсом города являются люди, их ум и творческие способности”.

– Сегодня ни один город в развитых странах не способен решить собственные проблемы без активного вовлечения и участия населения, – отметил он.

Для обсуждения и доработки программы создан общественный совет, в состав которого вошли представители неправительственных, руководители отраслевых организаций, общественные деятели, эксперты из разных сфер. Впрочем, учитываться будут и пожелания горожан, направленные на электронную почту almaty2020@a-a.kz. Кстати, подобная практика давно применяется во многих городах мира, и от активности населения порой зависит даже такая мелочь, как цвет фасада городской больницы. Или более глобальные вещи – строительство мостов, проведение фестивалей. Со вчерашнего дня документ опубликован на официальном сайте горакимата almaty.gov.kz.

Деньги тянутся к деньгам

Как показывают международные исследования, сегодня половина населения планеты проживает в городах. К 2030 году доля городского населения составит 60 процентов, или 5 миллиардов человек. Население тянется туда, где крутятся деньги, есть рабочие места, а вот “домик в деревне” станет больше местом для отдыха.

С учетом глобального контекста, современных тенденций перед Алматы стоит задача – оставаться и дальше основным драйвером экономического роста Казахстана. Что в свою очередь должно помочь нашей стране войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году.

Основные экономические показатели обнадеживают. Смотрим цифры: южная столица обеспечивает 20,9 процента ВВП, 32 процента всех налоговых и других поступлений, 41 процент торговых операций, предоставляя работу около 15 процентам занятого населения страны. На долю города приходится более 40 процентов всего объема депозитов и кредитов розничного и оптового товарооборота. По объему ВРП (внутренний региональный продукт) на душу населения (5,25 миллиона тенге – 29 тысяч долларов) Алматы превосходит Куала-Лумпур (28 тысяч долларов), но пока отстает на 60 процентов от Москвы (46 тысяч долларов) и на 70 процентов от Варшавы (49 тысяч долларов). В планах – увеличение данного показателя по городу к 2020 году на 50 процентов.

Как заметил Бауыржан Байбек, южная столица – практически единственный город страны, который отражается во всех авторитетных международных рейтингах. Так, по оценке журнала Global Financial Times, наш город вышел на 51-е место среди 83 городов в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности, а по данным издания Financial Post вошел в “Топ-10” из 96 городов с наиболее быстро растущей экономикой. По объему иностранных инвестиций Алматы в 4 раза превосходит Куала-Лумпур, но в 2 раза отстает от Варшавы (900 миллионов долларов) и в 27 раз – от Москвы (11,5 миллиарда долларов).

К 2020 году объем иностранных инвестиций должен вырасти с 420 до 500 миллионов долларов.

Конечно, у города есть свои слабые и сильные стороны. В числе последних – относительно высокая платежеспособность населения, высокий уровень развития человеческого капитала (численность населения, здравоохранение, образование и т. д.), развитая образовательная, спортивная инфраструктура, транспортно-транзитный потенциал и другое.

Кстати, для улучшения развития бизнеса в мегаполисе и в целом по стране в казахстанском парламенте находятся на рассмотрении 57 законопроектов. И с 1 января большинство из них уже заработает.

Так и живем…

В то же время по рейтингам социальной среды мы заметно отстаем от уровня даже средних городов. Так, в индексе качества жизни Mercer Алматы расположился на 175-м месте среди 230 городов, а по этому показателю у Economist Intelligence Unit – на 100-м месте среди 140 мегаполисов.

В индексе инфраструктуры Mercer Алматы занимает 172-е место среди 230 городов, а в индексе уровня загрязнений Numbeo – 214-е место из 297 городов. Данный показатель в Алматы почти в 4 раза выше, чем в Москве и Варшаве.

Ни для кого не секрет: проблемами южной столицы остаются растущий уровень преступности, миграционное давление, высокая загруженность автодорог, высокий износ ЖКХ-инфраструктуры, диспропорция в развитии районов города, недостаточная обеспеченность жильем, высокая доля безработицы, в том числе скрытой, и так далее. Многие цифры говорят сами за себя. Охват детей дошкольным образованием составляет 60 процентов. Он соответствует показателям Будапешта, Москвы (63 процента), однако ниже, чем в Бостоне (81 процент) и Берлине (94 процента). Но если все пойдет по плану, к 2020 году уже 71 процент алматинских детей будут посещать детсады.

Хоть Алматы и считается одним из зеленых городов, объем зеленых насаждений у нас всего 12 квадратных метров на человека – как в Куала-Лумпуре. Мы отстаем в 3,4 раза от Варшавы и почти в 11 раз – от Москвы. Через пять лет планируемое увеличение площади посадок – до 12,5 квадратных метра.

Если мы затронем тему безопасности, то и данные о количестве грабежей не радуют: на 100 тысяч жителей – 221 случай. Это намного выше, чем в Будапеште (48), Москве (92) и Берлине (156). Радует, что разработаны меры, которые, по планам экспертов, снизят данный показатель к 2020 году до 150 случаев.

Чем мы не Лондон?

Каким видят будущий Алматы разработчики программы? Наверное, здесь их мнение сходится с мнением большинства горожан: комфортным, безопасным, социально ориентированным, экономически устойчивым, интегрированным, с активным населением и городом для бизнеса и частного капитала. По каждому пункту имеется подробный план развития, который, безусловно, нуждается в обсуждении. Ведь что такое комфортный город? В первую очередь это добротные, безопасные дороги. И Алматы есть еще к чему стремиться: согласно отчету Всемирного экономического форума 2014 года, Казахстан занимает 117-е место в мировом рейтинге качества автомобильных дорог из 144 стран. Эксперты оценили качество дорожного покрытия в Казахстане всего на 2,7 балла из возможных 7. Программа ставит задачу увеличить к 2020 году долю автомобильных дорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 80 процентов.

Одной из новых тенденций развития безопасного города станет повсеместное внедрение Smart-технологий в управление городом. Пока трудно представить, как это будет выглядеть. В качестве примера можно привести запуск системы “Онай” в алматинском общественном транспорте, внедрение электронной парковки. Но и эти системы еще находятся “в обкатке”. В том, что технология “Умный город” (Smart City) заработает, разработчики программы не сомневаются. И рассказывают об опыте Лондона, где после введения “умной” технологии задержки общественного транспорта сократились на 40 процентов, количество ДТП – на 20 процентов, вредные выбросы, потребление тепла – на 25 процентов, расходы на уличное освещение – на 40 процентов, средний счет за электричество и тепло уменьшился на 20 процентов. А пропускная способность дорог, напротив, повысилась на 15 процентов.

О Рио, Рио, южный размах…

Ну а “экономически устойчивый город” подразумевает развитие продовольственного пояса вокруг Алматы, сети производств по переработке сельхозпродукции и торгово-логистических центров. Эксперты всегда приводили такой пример: цена на пучок петрушки или килограмм картошки во время транспортировки из южных регионов в Алматы увеличивается в 5–6 раз! Мол, зачем переплачивать лишнее перекупщикам, когда можно есть свое!

Большая ставка сделана и на развитие индустриальной зоны в Алатауском районе. Здесь предусмотрены размещение и запуск 53 новых производств с общим объемом инвестиций 430 миллиардов тенге, создание 12 тысяч рабочих мест.

Программа затрагивает разные вопросы – языковую политику, культуру. Эксперты даже говорят о том, что городу нужно иметь на постоянной основе свои фестивали, как карнавал в Рио-де-Жанейро или Венецианский карнавал.

Эти и другие пункты программы – а она разместилась на более чем 150 листах – вызвали живое обсуждение у собравшихся. Но все-таки критических замечаний было немного: предприниматели, представители финансовых институтов и другие гости решили ее как следует “переварить”. А уж потом говорить по существу. Председателя Ассоциации финансистов Казахстана Серика АХАНОВА заинтересовала суть документа, в котором он разглядел идеи, господствующие в зарубежной экономике городов Магдебургского права с XIII века. А также методики известных немецких, японских ученых. В целом, по его мнению, документ носит “передовой, инновационный характер”.

 Алматы