Изменения в подходах к государственной службе - взгляд эксперта - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Изменения в подходах к государственной службе - взгляд эксперта

Изменения в подходах к государственной службе - взгляд эксперта

Основной груз ответственности за реформы будет лежать именно на системе исполнительной власти.

  • 28 Августа
  • 88
Фото - gov.kz

Об этом заявил Президент Казахстана в Послании, с которым Касым-Жомарт Токаев обратился к народу в сентябре прошлого года. Глава государства отметил, что сама система, в первую очередь, нуждается в трансформации. В каких направлениях начаты реформы? Какие ожидания от модернизации сферы? И есть ли уже первые результаты? Своё мнение высказал руководитель Ассоциации Общественных советов Республики Казахстан Салимбай Шунеев.

Салимбай Егембердиевич, Президент в Послании заявил о том, что качественное и полноценное исполнение намеченных реформ напрямую зависит от компетенций, ответственности и политической воли государственных служащих. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт. Как Вы считаете, в каких направлениях нужно работу усилить?

— Действительно, Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, продолжая свою политику на построение «Нового Казахстана», неоднократно отмечал особую роль государственных служащих. Все мы помним, что на втором заседании Национального курултая, проходившем год назад в городе Туркестане под девизом: «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», Глава Государства откровенно отметил, что ему известно, что «в обществе есть серьёзные претензии к работе государственного аппарата, чиновников». Результатом обратной связи с обществом уже стал целый ряд мер, направленных на обновление государственного аппарата.

На мой взгляд, первоочередная задача состояла в том, чтобы усилить самоуправление на местах и дать больше самостоятельности государственным служащим. В Казахстане были проведены прямые выборы районных и сельских акимов. Избрание в областные маслихаты проводится по смешанной системе, а в районные – исключительно по одномандатным округам.

В тоже время, мы должны понимать, что по вопросу реформирования государственной службы, Президент говорит: «Впереди большая работа, для завершения которой потребуется время». То есть считаю, что казахстанское общество в ближайшем будущем услышит от Главы Государства дальнейшие предложения по реформе государственного аппарата. Но уже сейчас, если внимательно подходить к заявлениям Президента, нам известно принципиальное видение Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. «Главное — изменить сознание представителей государственного аппарата. Они должны приходить на работу с полной решимостью служить народу и стране, а не для получения ложного авторитета среди своих родственников и в обществе. В этом заключается понятие «Адал азамат», — говорит Глава Государства. От себя замечу, что как говорят философы: изменения в сознании — это самая кропотливая и трудная работа. Однако, ещё раз подчеркну – обществу будут представлены новые инициативы Президента по реформе государственного аппарата.

Министры и акимы должны нести персональную ответственность за результат, считает Президент. На Ваш взгляд, насколько это важно?

— Вопрос персональной ответственности министров и акимов, который неоднократно поднимает Глава Государства, уже во всю работает! Нет нужды персонально останавливаться на общеизвестных последних отставках среди министров и акимов, но это примеры именно персональной ответственности за результаты работы. Президент выразил своё кредо – «Министры, акимы и другие государственные служащие должны сочетать в себе два основных качества –профессионализм и патриотизм. Важно честно и добросовестно работать, чтобы заслужить доверие и уважение граждан. Это касается всех государственных служащих». Весной, все мы стали свидетелями небывалых паводков на большой территории нашей страны. Ситуацию взяли под непосредственный контроль и Президент, и Глава Правительства. Сейчас, мы знаем, что идёт работа по восстановлению пострадавших районов. По её результатам, на мой взгляд, мы также увидим персональную ответственность и акимов, и других государственных служащих.

Какое значение имеет то, что Правительство теперь несёт полную ответственность за реализацию экономической политики?

— Если вспомнить прошлогоднее Послание Президента народу Казахстана, в рамках новой экономической политики была заявлено, что задачи, изложенные в Послании, должны быть решены за три года, по наиболее сложным – будут определены другие конкретные сроки. Такая решительная постановка вопроса Главой Государства, с изложением конкретных сроков реализации, соответственно, требует от Правительства полной ответственности за реализацию экономической политики.

На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Выделю основные параметры, обозначенные Президентом:

  • Государство совместно с крупными предприятиями должно «замкнуть» производственный цикл в стране.
  • Геологоразведка. В нашей богатой ресурсами стране долгое время не было значимых геологических открытий. Ситуацию нужно срочно менять. Задача Правительства – довести к 2026 году площадь геолого-геофизической изученности с текущих полутора миллионов до не менее 2 миллионов 200 тысяч квадратных километров.
  • Одной из приоритетных задач должно стать освоение залежей редких и редкоземельных металлов, по сути, превратившихся в «новую нефть». 
  • Всемерное укрепление оборонно-промышленного комплекса, который играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности. Наша армия должна быть обеспечена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным стрелковым оружием. Механизмом прямой финансовой поддержки отечественных предприятий должен стать специальный Фонд развития оборонно-промышленного комплекса.
  • Добиться реального прорыва в агропромышленном комплексе. Потенциал отечественной сельскохозяйственной отрасли колоссален, однако, мы до сих пор не можем раскрыть его в полной мере. Вокруг Казахстана огромные рынки сбыта, которые нуждаются в качественных продуктах питания. Стратегическая цель нашей страны – стать одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента. 
  • Череда аварий на теплоэлектростанциях прошлой зимой остро высветила копившиеся годами проблемы изношенности инфраструктуры. Устаревшая инфраструктура оказывает прямое влияние как на социальное самочувствие граждан, так и на темпы индустриализации нашей страны. Очевидно, что воплотить в жизнь новую экономическую модель без модернизации инфраструктуры невозможно. В разрабатываемом Правительством Инфраструктурном плане важно определить все проблемы данной отрасли и обозначить пути исправления ситуации.
  • Казахстан в принципе не должен импортировать электроэнергию, быть зависимым от соседних стран. То, что происходит сейчас, недопустимо со всех точек зрения, в первую очередь с точки зрения безопасности государства.
  • Актуальной остаётся проблема доступности и качества водных ресурсов. С учётом тенденции роста населения и экономики к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 миллиардов кубических метров. Наша страна зависит от ресурсов трансграничных водных источников. Поэтому проведение выверенной водной политики, решение вопросов трансграничного водопользования – это важнейшие задачи Правительства.
  • Реформированию подвергнется вся система управления водным хозяйством страны, включая ключевые компании «Казводхоз», «Нуринский групповой водопровод» и другие. В целом, потребуется существенное материальное и, самое главное, кадровое усиление всей отрасли.
  • Стратегическое значение имеет полноценная реализация транспортно-логистического потенциала. Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы.
  • Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В условиях активной конкуренции нам предстоит оперативно решить ключевые проблемы данной отрасли. В первую очередь следует реализовать ряд крупных железнодорожных проектов, таких как «Достык – Мойынты», «Бахты – Аягоз», «Дарбаза – Мактаарал», обводная линия Алматы.
  • Для эффективной интеграции в международные маршруты важно предоставлять полный спектр логистических услуг. Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны стать мультимодальными центрами, оказывающими конкурентоспособные и качественные услуги по аккумулированию и распределению грузов.
  • Необходимо в кратчайшие сроки завершить трансформацию КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию.
  • Требуется также решить проблемы в сфере строительства автомобильных дорог. Их качество не выдерживает критики. Нужно ужесточить контроль, принять новые нормативные документы. До 2029 года предстоит провести качественную реконструкцию более четырёх тысяч километров автомобильных дорог.

«Правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с Администрацией Президента. Именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах», – отметил К. Токаев. Формула «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство» должна показать свою эффективность.

Как Вы оцениваете новый подход к работе Администрации Президента?

— В ответе на данный вопрос, думаю необходимо исходить из того, как сам Президент в своём Послании народу Казахстана, в сентябре 2023 года, обозначил роль своей Администрации: «Администрация Президента, в свою очередь, станет политическим штабом, который сконцентрирует усилия на стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики». Думаю, мы с вами в данный момент это и наблюдаем. Работа АП, стала более «академичной», нацеленной на выработку решений стратегического характера.

А как Вам инициатива К. Токаева о создании кадрового резерва политических служащих? Какие вопросы это позволит решить? Какая у нас ситуация с кадровой политикой сегодня?

— Хочу привести в качестве примера подход самого Главы Государства к посту Президента Республики Казахстан. В результате проведённых реформ, сказал Касым-Жомарт Кемелевич, Президент стал государственным управленцем, менеджером, с которым народ заключает контракт на семилетний срок, обозначенный в Конституции. Президент – не сакральная фигура, которая стоит выше народа. Этот подход о многом говорит. Это пример, цивилизованного правового подхода к работе Президента Республики Казахстан. Один из элементов Слышащего Справедливого Казахстана. Этот же подход, в широком понимании, думаю лежит и в проводимой кадровой политики, основа которой в заявленной Президентом концепции «Адал азамат». В чём она заключается, определил сам Глава Государства: «Работники государственного аппарата должны приходить на работу с полной решимостью служить народу и стране, а не для получения ложного авторитета среди своих родственников и в обществе. Министры, акимы и другие государственные служащие должны сочетать в себе два основных качества – профессионализм и патриотизм. Их личная преданность меня не интересует. Не нужно восхвалять Президента, гораздо важнее честно и добросовестно работать, чтобы заслужить доверие и уважение граждан. Это касается всех государственных служащих», — подчеркнул К. Токаев.

Об изменениях в работе с кадрами рассказал и Глава Администрации Президента А. Дадебаев: «Согласно существующей процедуре, государственные органы ранее предлагали в Администрацию Президента только одного кандидата для назначения на политическую должность. Такой подход, в свою очередь, не позволял выявить лучшего кандидата, то есть принять правильное решение. Выбор ограничивался выдвинутым кандидатом. Теперь же процесс согласования назначений на политические должности осуществляется на основе рейтинга, учитывающего личные и профессиональные компетенции кандидатов. В будущем подход будет полностью автоматизирован, то есть влияние человеческого фактора значительно снизится. Цель состоит в том, чтобы привлечь на политические должности образованных, квалифицированных, преданных делу и законопослушных граждан, независимо от их этнического происхождения, пола или социального статуса».

В заключение, хочется сказать, что вопросы, поднятые в данном интервью, не ограничиваются только работой государственных служащих. По-прежнему убежден, что для успешного продвижения политики Нового Казахстана, новой идеологической повестки потребуется консолидация усилий всего широкого спектра нашего общества и государственного аппарата, учёных и экспертов, журналистов и представителей гражданского сектора, а также всех граждан Казахстана.