Излишества станут дороже - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Излишества станут дороже

Излишества станут дороже

Министерство экономики и бюджетного планирования решило поднять некоторые налоги. Однако эксперты полагают, что правительство не использовало всех ресурсов для собственной экономии.

  • 20 Сентября 2013
  • 3087
Фото - Caravan.kz

Планируется поднять ставки сразу трех налогов и внести в Налоговый кодекс два новых налога на роскошь: на новые мощные автомобили и большие дома, рассказал глава ведомства Ерболат ДОСАЕВ на презентации в Мажилисе. Но осторожная попытка министра объяснить, почему это надо сделать, натолкнулась на стену возмущения: впервые за десять лет правительство меняет какие-то ставки налогов, кроме МРП. Причем изменения коснутся самой финансово активной части общества – богатых.

Так, повышение налога на транспорт коснется 112 тысяч автомобилей – это всего 3 процента от общего количества машин в стране. Базовую стоимость квадратного метра жилья, на основе которой рассчитывается налог на недвижимость, предлагается повысить в два раза только для Алматы, Астаны и областных центров. Для остальных городов и сел она останется прежней.

Для квартир свыше 150 квадратных метров и домов более 300 квадратных метров вводится тройной коэффициент – мол, за лишнюю роскошь надо платить.

Вырастут налоги и на всякие вредные для здоровья излишества. Начиная с будущего года резко увеличатся ставки акциза на сигареты – до уровня 5000 тенге за 1000 штук к 2016 году. Ставки акцизов на алкоголь тоже вырастут до 1600 тенге за 1 литр безводного спирта. Все это резко увеличит цены.

Эти предложения вызвали критику – но лишь в той части, которая касается налога на жилье и большие машины. В тех отраслях, где акцизы вырастут в разы, как-то все странно тихо.

Водка не для нас…

– Особого ажиотажа от повышения акцизов на алкоголь мы не ожидаем, – прокомментировал ситуацию “Каравану” председатель ассоциации “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ. – Последние годы идет снижение потребления крепкого спиртного: за семь лет, начиная с 2005 года, оно уменьшилось на треть.

С другой стороны, доля акцизов в цене водки в Казахстане и так чуть ли не самая низкая в мире – 100 тенге за бутылку 0,5 литра. Поэтому и цена демократичная – дешевая, но законная водка стоит 320 тенге. В России цена такой бутылки 170 рублей (800 тенге) и половина ее цены – акциз.

– Цены будут расти постепенно. В 2014 году 0,5 литра будет стоить – 500 тенге, в 2015-м – 550, в 2016 году – 650, – рассказал А. Калиев. – Это все равно дешевле, чем в России.

Как всегда, эксперты предрекают рост подпольного производства водки. По некоторым данным, уже сегодня доля “тени” в этой сфере составляет 30–35 процентов от легального. В России – до 50 процентов.

…как и сигареты

– Как показывает практика, в странах, которые принимали решение об одномоментном большом увеличении акциза, происходил скачок контрабанды сигарет. За последние несколько лет через это прошли Турция, Болгария, Румыния, страны Балтии, – рассказал “Каравану” директор по связям с общественностью одной из табачных компаний Дмитрий БЕЛОУСОВ.

– Только подпольные фабрики Китая производят до 300–400 миллиардов поддельных сигарет в год. Наша компания поддерживает постепенный и планомерный рост акцизов на табачные изделия. С одной стороны, это позволяет пополнять бюджет и снижать доступность табачных изделий, а с другой – не позволит расти теневому рынку сигарет, – подчеркнул он.

Из ответов видно, что с этими компаниями правительство работало, и достаточно плотно. А вот для владельцев жилья и авто повышение стало сюрпризом.

Что взамен налогов

Во всем мире налоги – основной источник пополнения бюджета. И через эти же налоги государства регулируют рост экономики вообще и в частности тех отраслей, которые считают приоритетными. В развитых странах налоги очень большие. Так, в США налоговая нагрузка составляет 28 процентов от ВВП. В Британии – 36 процентов. Ну а такие рекордсмены, как скандинавские страны – Дания и Швеция, – по 48 процентов.

Правда, в ответ государство отвечает полной прозрачностью в своих расходах, сильной социальной политикой, грамотным и понятным распределением налогов. Поэтому в этих странах всегда самые низкие показатели по коррупции и высокие по уровню образования и медицинского обслуживания.

То есть люди платят большие налоги, но знают, что получают взамен. А у нас?

Налоговый рай

Общая налоговая нагрузка в Казахстане составляет 11 процентов от ВВП. Для такой богатой страны это очень мало. При этом используется плоская, непрогрессирующая шкала налогов. Иначе говоря, в нашей стране лучше быть богатым, чем бедным. Кстати, показательный пример: за время кризиса наши богачи из Казахстана по своей воле не уехали. Зачем? Ведь в других странах будет только хуже.

В январе этого года эксперты ООН опубликовали доклад “Сбор налогов-2013 – Глобальная панорама”, по которому уровень налогов, которые платит предприятие, в Казахстане оказался самым низким среди стран региона – 28,6 процента. В итоге мы заняли в мировом списке 17-е место. К слову, самые высокие налоги платят в Узбекистане – 98,5 процента. При этом средний размер налогов в странах Восточной Европы и Центральной Азии составляет 41 процент. Почему же мы по сравнению с соседями живем на широкую ногу?

Распечатаем заначку?

По Закону “О бюджете на 2013 год”, доходы страны определены в 5132 биллиона тенге. Но только 68 процентов из этой суммы будет получено в виде налогов. Больше 27 процентов, почти треть от доходов бюджета, правительство намерено взять из Национального фонда. Это деньги, полученные от продажи нефти и ее месторождений. Получается, вместо того, чтобы затянуть пояса, как это делают все страны мира, мы распечатываем заначку.

Как будут тратиться эти деньги? Большинство сограждан уверены: плохо и неэффективно. Тому есть подтверждение. В мае Счетный комитет РК представил свой отчет об исполнении республиканского бюджета за 2012 год. Неэффективно было потрачено 219 миллиардов тенге. С начала года Счетный комитет выявил нарушений уже на 266 миллиардов тенге – что в 3,2 раза больше, чем за первые полгода 2012 года.

На фоне этих цифр уверения в необходимости повышать налоги звучат не совсем логично – может, строже надо контролировать уже поступающие средства и тщательнее следить за эффективностью их использования?