Избыточные ожидания создают иждивенческие настроения: почему в Казахстане на самом деле мало нефти - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Избыточные ожидания создают иждивенческие настроения: почему в Казахстане на самом деле мало нефти

Избыточные ожидания создают иждивенческие настроения: почему в Казахстане на самом деле мало нефти

Доходы Казахстана от экспорта нефти и газа - одни из ключевых для экономики страны и принесли почти 50 млрд долларов в 2022 году. В 2023 году из-за снижения стоимости нефти, очевидно, будет поменьше – примерно 45 млрд долларов.

  • 3 Января
  • 13821
Фото - Caravan.kz

И, как оказывается, такого объема экспорта нефти для нашей страны недостаточно, чтобы только на этом ресурсе построить всю экономику, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

По данным аналитиков инвестиционного банка «Халык финанс», в пересчете на одного гражданина страны выручка от экспорта углеводородов в Саудовской Аравии составляет 15 тысяч долларов. В Норвегии — 37 тысяч долларов. В два раза больше в ОАЭ — 64 тысячи. И совершенно запредельная — 321 тысяча в Катаре. Все это позволяет этим странам не только вкладывать деньги в экономику страны, но и откладывать на будущее и поднимать уровень жизни своих сограждан.

В Казахстане ситуация иная: на каждого казахстанца приходится только 2,5 тысячи долларов от экспорта нефти. В Азербайджане это 3 тысячи, а в России — только 1,6 тысячи.

Выручка от экспорта углеводородов (нефть и газ)

При этом, отмечают авторы исследования, поток нефтедолларов постепенно сокращается. Наибольшую выручку в расчете на душу населения Казахстан получал в 2011-2013 гг. в размере 3,5 тысячи долларов, когда нефть стоила больше 100 за баррель. Однако начиная с 2015 года поступления от нефти в среднем не превышали 2 тысяч долларов в год. На это повлияли снизившиеся нефтяные котировки, стагнация в нефтедобыче республики и сокращение объемов экспорта газа.

Важное ограничение на поступление нефтедолларов для Казахстана – это соглашения о разделе продукции (СРП). Их условия непрозрачны, и по ним нет достоверной картины в плане раздела выручки. К примеру, в рамках разработки Кашагана, по оценке «Халык финанс», в республике остается только треть от всей выручки. Остальное уходит на возмещение, в первую очередь, вложений иностранных инвесторов.

Довольно невысокие по мировым меркам показатели реального вклада нефтегазового сектора в экономику страны должны стать причиной для пересмотра подходов в сфере экономической политики, считают эксперты «Халык финанс». Избыточные ожидания от нефтедобычи стимулируют иждивенческие настроения в обществе, на удовлетворение которых в стране нет необходимых ресурсов.

Почему попытки использовать цены на нефть как оружие всегда плохо заканчивались

Так, к примеру, постоянное ограничение тарифов на различные услуги населению, с одной стороны, обеспечивало низкую стоимость последних, с другой – генерировало отрицательный уровень рентабельности для компаний, предоставляющих соответствующие услуги. В итоге износ мощностей во многих важных секторах экономики достиг критических пределов, но ресурсы на их восстановление крайне ограничены и дорогостоящи.

Решение проблемы простое и болезненное – увеличить прозрачность и ответственность по вопросам социально-экономической политики.