Вето на благотворительность
В июне этого года в Мажилисе Парламента был презентован законопроект “О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности”. В случае, если долгожданный закон будет принят, у компаний и частных лиц появится справедливая законодательная база, что, без сомнения, даст толчок к развитию благотворительности в стране, кроме того, предполагается снижение налоговой нагрузки для компаний-доноров.
Но одновременно с этим законом обсуждается проект поправок к кодексу РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Одна из этих поправок фактически наложит вето на занятие благотворительностью для табачных компаний. Логика этого предложения непонятна – это будет мощный нокаут для всего рынка благотворительности, но здоровья казахстанцам сокращение благотворительных программ не прибавит. Социальные и культурные некоммерческие проекты, – а их немало! – финансируемые этими компаниями, придется сворачивать. Так что налицо возникновение некой коллизии: с одной стороны, на подходе появление первого в стране закона о благотворительности, с другой – поправки к кодексу могут ограничить право ею заниматься конкретному бизнесу.
По разным данным, на благотворительность в Казахстане каждый год тратится от 300 миллионов до двух миллиардов тенге. Причем, пока корпоративная социальная ответственность в стране не предписана буквой закона, бизнесмены сами выбирают – проявлять сознательность перед обществом, помогая по мере возможности, или тихо-мирно “рубить бабло”.
– В странах СНГ наши филантропические проекты делятся на те, что поддерживают людей, и те, что несут искусство в широкие массы. Мы работаем в Казахстане, Грузии, Украине, России, Беларуси, во многих десятках стран по всему миру, – говорит представитель одной из мировых табачных компаний Александр АВАЗАШВИЛИ. – Считаем правильным отдавать часть заработанных денег обратно обществу, стараемся улучшать качество жизни людей. При это, ни одна из наших благотворительных программ не имеет отношения к нашим продуктам и мы не ожидаем никакой прибыли от своего социального вклада, так что о какой-либо рекламе нашей деятельности речь не идет.
Обед для одиноких стариков
А как решается этот вопрос в соседних государствах?
К рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака Грузия и Азербайджан присоединились раньше, чем Казахстан. Документ оговаривает полный запрет на рекламу табачных изделий, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, и все страны ему следуют. Однако на желание заниматься благотворительностью и меценатством никто не посягал.
Мы побывали на территории грузинского отделения Caritas, слева от нас – православная церковь, построенная на деньги католика папы Иоанна Павла II, справа – общественная столовая, которая работает с 1994 года. На лавочке перед входом сидят пожилые люди, они пришли на обед. Сегодня им предложат овощной суп, макароны, компот из слив. Раз в неделю подаются мясные блюда. В списке обедающих – 200 человек, все они зарегистрированы в мэрии как малоимущие. Если бы не средства табачной компании, этих бесплатных обедов в Тбилиси не было.
– В основном это люди, которые находятся ниже черты бедности, здесь много преподавателей, участников Великой Отечественной войны, беженцев, – говорит Лариса МОЛАШВИЛИ, менеджер столовой.
Когда-то 74-летняя Циала ГОГОДЗЕ работала главным специалистом в Госкомитете по делам строительства и архитектуры при Совете министров и даже не могла представить, что старость будет такой. Одинокая пенсионерка уже 6 лет посещает столовую.
– Если бы не они, мы бы, наверное, все перемерли… – говорит дрожащим голосом Циала. – У меня никого нет. Я за эти 2 месяца потратила 300 лари на лекарства, а получила от государства – 150! Приходится выбирать – либо за лекарство заплатить, либо покушать.
Вахтанг ЭРКОМАИШВИЛИ прошел всю Великую Отечественную войну, потом работал в Министерстве энергетики, принимал участие в строительстве восьми электростанций в Грузии. Академик уже 10 лет обедает в бесплатной столовой и говорит, что нашел здесь не только пищу, но и приобрел друзей.
– Мы считаем, что это пример для всего бизнеса Грузии, – говорит Лиана МХЕИДЗЕ, программный менеджер. – Если бы каждая коммерческая компания немножко думала о социальной ответственности и вкладывалась в помощь нуждающимся, мы бы могли больше помогать людям.
Еще один пример социальной ответственности бизнеса: финансовая поддержка одного из крупнейших театров страны – Государственного драматического театра им. Котэ Марджанишвили с 85-летней историей, проведение Международного театрального фестиваля в Тбилиси, который стартует на днях, 20 сентября, уже в шестой раз.
Чистая вода для Азербайджана
Национальный форум НПО находится в центре Баку, он только переехал в более просторный офис. Созданный в 1999 году форум сегодня объединяет 645 организаций, которые охватывают все сферы жизни: права человека, развитие культуры и образования, гендерные проблемы и многое другое. Понятно, идет активный поиск спонсоров для проектов. Так, одна из табачных компаний работает с форумом по водоснабжению отдаленных районов республики. Первая мини-станция для очистки воды была поставлена в деревне Гарасакал Кюрдамирского района для 2 000 жителей. Вода в Гарасакале есть, но очень плохая, годится только для полива. А люди на ней готовили еду многие годы. В переводе с азербайджанского Гарасакал – “черная борода”, говорят потому, что местные жители здесь не доживали до преклонного возраста. У государства руки не доходили до решения проблем этого маленького села.
– В ближайшем будущем такую же станцию установят в Лерикском районе (юго-восток страны), – говорит председатель форума Рауф ЗЕЙНИ. – Люди в районах нуждаются в питьевой воде, и мы стараемся находить финансирование под такие социальные проекты.
Неправительственная организация Damla, что в переводе с азербайджанского – “капля”, а капля, как известно, точит камень равнодушия. Организация очень активна в самых разных сферах и продолжает исторические традиции филантропии в Азербайджане. На учете в организации стоят около 1 500 человек – это люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, матери-одиночки, сироты и другие. Пожилым людям, которым не хватает пенсии, выдают продовольственные корзины ребятам, оставшимся без родителей, помогают поступить в высшие учебные заведения за счет спонсоров и многое другое.
– Цель нашей организации внедрять культуру благотворительности. Помогать людям, которые нуждаются в этой помощи. Мы работаем в 15 регионах Азербайджана, – рассказывает Нигяр АБДУЛЛАЕВА, председатель общественной организации Damla.
Международный центр мугама работает в Баку с 2008 года, его цель поддерживать исполнителей мугама, искать новые таланты и многое другое. Все это тоже осуществляется при поддержке бизнесменов.
Право на благотворительность
Зачем, собственно, нужна благотворительность? Почему государство не заботится о своих гражданах? Такие вопросы порой возникают. Но помощь нуждающимся – естественная потребность людей, о проявлении милосердия к ближнему говорится во всех религиях. По статистике, в США 90процентов граждан регулярно занимаются благотворительностью. В нашей стране тот же показатель варьируется в пределах от 9 до 0,5 процента. Если же отстранение от филантропических проектов воплотится в жизнь, эта мизерная цифра станет еще меньше.
– Вопрос о запрете благотворительности уже обсуждался в России, после чего поднялся шум, выступили деятели искусств, они спрашивали – какую цель преследуют законодатели? После этого право заниматься благотворительностью оставили, – говорит представитель одной из казахстанских табачных компаний Олжас БИБАНОВ. – По нашему мнению, запрещать отдельным компаниям оказывать финансовую поддержку малоимущим и поддерживать культуру – несправедливо. Запрет лишит благотворительные фонды, конфедерацию инвалидов, ветеранов войны дотаций со стороны табачных компаний, но от этого курить люди меньше не станут. Коммерческой пользы от этих мероприятий – никакой. Но благодаря таким программам мы чувствуем себя не просто бизнесом, а частью общества.
Ведущие мировые музеи и театры, такие как Эрмитаж, Лувр, Ла Скала, Королевская академия искусств, Прада, – финансируются производителем табака. В какой-то мере справедливо, что они делятся с обществом прибылью.
На территории нашей страны под угрозой закрытия любимые казахстанцами бесплатные проекты: “Астана Кештерi”, “Японская осень”, “Японская весна”, “Времен связующая нить”, вход на которые свободный для всех, программа развития местных талантов, придется отказаться от обучения китайскому массажу людей с проблемами зрения, от социального центра для пожилых людей в Астане. На все это выделялись немалые деньги. Если поправку примут – программы останутся без финансирования.
Борьба с курением – дело благое. Но в пылу этой борьбы не выплеснуть бы с водой ребенка…
Баку – Тбилиси