Избиение суррогатной матери - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Избиение суррогатной матери

Избиение суррогатной матери

Не так давно в стенах казахстанского парламента разгорелся спор по поводу законопроекта о репродуктивных правах человека, в котором предусматривается регламентация процедур в отношении суррогатного материнства.

  • 15 Апреля 2003
  • 2848
Фото - Caravan.kz

Некоторые депутаты, как известно, выступили с жаркой критикой этого способа репродукции человека. По большому счету, они выступают против законопроекта, обосновывая это целым рядом причин. Максимум, это противоречит национальному менталитету, — суррогатная мать сродни проститутке, или, к примеру, у казахов не принято продолжать рождение детей таким образом.
Депутаты воспринимают суррогатное материнство как бизнес в худшем смысле этого слова. И, минимум, нехорошим звучанием этого слова, которое якобы «режет слух».
С научной точки зрения, суррогатное материнство — это когда родившийся ребенок будет чужим, в генетическом отношении, к выносившей его женщине. Ее тело используют для вынашивания плода. Родной матерью в данном случае будет считаться та, чью яйцеклетку поместили суррогатной матери с целью рождения ребенка.
Несмотря на то, что в стенах парламента разгорелся такой жаркий спор, в Казахстане нет запретов и ограничений в законодательстве на суррогатное материнство. Проблема упирается в законодательный пробел, когда, не смотря на то, что суррогатное материнство разрешено в Законе «О браке и семье», положение не регламентировано различными подзаконными актами и ведомственными нормативами. На деле, этим правом может воспользоваться любой нуждающийся и желающий. Такая потребность может возникнуть, естественно, не у тех, у кого все в порядке в плане продолжения рода.
Без соответствующего закона сегодня никто не может сказать, как регулировать отношения в случае, если, к примеру, биологические родители откажутся от ребенка, если матери-донору откажутся выплатить причитающееся. Сможет ли суррогатная мать усыновить или удочерить неродное-родное дитя, в случае, если от него отказались биологические родители, и если, в соответствии, условиями договора, она от него также отказалась?
Проблема связана с тем, что эта практика малоразвита. В городском Центре репродукции человека ежегодно проводится около 2-3 операций по суррогатному материнству. Данная практика малоразвита, потому что нет соответствующей нормативно-правовой базы, рекламы, банка данных, документооборота. А без подзаконных актов, никто не рискует этим заниматься профессионально. То, что в законодательстве нет нужных нормативов, скорее, говорит о недостатке, а не о том, что это нужно запретить, потому что это противоречит менталитету или режет слух.
Одному менталитету противоречит, другому не противоречит. Надо просто подсчитать, сколько всего насчитывается менталитетов в стране, и каков их возраст. Если, к примеру, в семье не может родиться ребенок в силу медицинских проблем, но зато есть посильные финансовые возможности, откажется ли такая семья от реального выхода из ситуации?! Ни один менталитет в мире не говорит о том, что нужно оставаться бездетным. Бездетность, в исторические времена, была позором, за который наказывали или предавали презрению женщин. Это так, между прочим, небольшая ремарка для специалистов по народным менталитетам и истории.
Интересно было бы узнать позицию мсье или мадам народного депутата, если бы они, миль пардон, не смогли бы разродиться. Ну, несчастье такое, — здоровье не позволяет. Приходят они тогда, стало быть, к доктору и говорят: миленький, помоги родить, дам любые деньги. А им в ответ: нет, господа мои хорошие, не могу, — это противоречит вашему менталитету, — запрещено, стало быть. Это грязный бизнес и проституция. А уж слух-то как режет!
Честное благородное, если бы на депутатах испытывать законы, которые они принимают, может быть, тогда они начали бы хоть иногда сначала прочитывать, а затем задумываться над тем, что принимают. Результат, вероятно, не заставил бы себя долго ждать.
Вполне возможно, что такая семья усыновит ребенка из приюта. Но когда они захотят это сделать? Не исключено, что в последнюю очередь.
По данным городского Центра репродукции человека, на сегодняшний момент в Казахстане, отмечается порядка 15-16% семейных пар, которые не могут иметь детей по причинам медицинского характера. В Алматы этот процент немного выше — около 17-18%.
По словам Вячеслава Локшина, кандидата медицинских наук, доцента, руководителя центра экстракорпорального оплодотворения при Городском Центре репродукции человека (ГЦРЧ), общее количество бесплодных семей является общемировой тенденцией. Во многих странах мира, этот процент сохраняется примерно на одном и том же уровне — 15-16% — где больше, где меньше. И это очень тревожная тенденция — чуть ли не каждая пятая пара не может продолжить род без вмешательства доктора.
По мнению медиков, городской образ жизни, городская среда, больше всего, способствует развитию бесплодия. Причин этому можно найти целый ряд: частые аборты, связанные с ними воспалительные процессы, загрязнения в окружающей среде, потребление некачественной пищевой продукции, наркотики, алкоголизм, бесконтрольное и безразмерное потребление некоторых лекарственных средств, но которые и могут вызвать массу осложнений.
Вячеслав Локшин говорит, что почти в 50% случаев бесплодия, основой лежит слабое женское здоровье. 60% женщин, обращающихся к гинекологу, страдает воспалительными заболеваниями.
В редких случаях женское бесплодие может быть обусловлено отсутствием матки, утраченной вследствие различных заболеваний. К примеру, благодаря ранним абортам и возникшим в последствии осложнениям, когда полость матки, что называется, «выскребают». Потеря матки может наступить в случае какой-либо доброкачественной или недоброкачественной опухоли, кровотечения во время предыдущих родов.
40% случаев бесплодия — простатит, эндокринные, венерические заболевания и пр. — относится к проблемам, связанным с мужским здоровьем. И оставшиеся 10% — это общая вина супругов.
По большому счету, получается, что в проблемах неспособности к зачатию виноваты и мужчины и женщины. И эти цифры не снижаются. Однако не все так плохо, ситуация имеет относительно позитивный и даже оптимистичный исход. Воспаления, из-за которых, пара не может иметь ребенка, вполне излечимы. А около 70% больных можно помочь обычным путем, без обращения к современным репродуктивным технологиям. 30% бесплодных супружеских пар как правило нуждаются в лечении методом ЭКО («ребенок в пробирке»). И только единицам из этих 30% необходима «суррогатная мать». Господин Локшин сказал, что ежегодно, в Казахстане из пробирки рождается около 40-50 детей.
Руководитель ЭКО, в ответ депутатам, говорит, что материнство не есть бизнес в чистом виде. Стоимость самой процедуры ЭКО стоит около 700 долларов. Основная проблема заключается в поиске донора — женщины, которая согласилась бы вынашивать чужого ребенка. Перед операцией, женщина-донор должна будет пройти медицинское обследование на предмет соответствия необходимым показателям для беременности. Естественно, нездоровую женщину никто приглашать не станет — ни одной из сторон это не выгодно.
Цена за суррогатное материнство — это результат договоренности сторон. Договориться можно на разную сумму. Ориентировочно, такая цена может равняться от одной до 10 тысяч долларов в зависимости от финансовых возможностей стороны, которая нуждается в доноре.
Для урегулирования отношений, между сторонами заключается договор, в соответствии, с которым суррогатная мать должна или не должна отказаться от ребенка, которого она вынашивает, какой образ жизни она должна будет вести в период беременности. Здоровый образ жизни, как известно — это одно из главных условий благополучного рождения здорового ребенка. Никотин, по медицинским данным, не выводится из женского организма. Само собой разумеющееся, что стороны могут договариваться о чем угодно, в силу своих интересов. Хотя не лишено смысла, составить типовой образец договора.
Хотя и депутаты, и доктора говорят, что процент риска всегда существует. Доктора говорят, что риск матери-донора соответствует риску, которая вынашивает собственного ребенка. Здесь возможны любые негативные последствия и осложнения.
Депутаты и чиновники из министерства здравоохранения говорят, что проблема заключается в том, что суррогатная мать может пострадать во время беременности или родов ради чужого ребенка в отличие от родной, которая пострадает ради своего. И если мать-донор потеряет здоровье ради чужого чада, некому будет ей помочь, потому что нет соответствующей нормативной базы.
Вообще, трогательная словесная забота депутатов и чиновников о матерях-донорах проникает до глубины души. Тут не подкопаешься: заботился о детях и точка. Наверное, позиция «забота о народном благе и здоровье» самая удобная, благостная и выгодная. Тем более что депутатов в скором будущем ждут перевыборы. Очень важно выглядеть радеющим за народ.
По мнению докторов, суррогатное материнство может оказаться серьезным источником финансирования для жительниц сельской местности, где, как известно, на сегодняшний день огромная масса проблем, в том числе и с питанием. Кроме того, этой самой жительнице необходимо кормить своих родных, не суррогатных детей, которых может оказаться и пять, и десять душ. Маловероятно, что народный депутат, который на словах проявляет горячую заботу о нуждах народа голосуя против, сможет помочь этому семейству. И суррогатной матерью он вряд ли согласится стать.
Еще официальные медики из Минздрава предлагают в качестве решения проблемы бесплодия, усыновление детей из детдомов. Никто не спорит, усыновление детей из детдомов — дело благое. Но сегодня в массовом порядке никто не спешит это делать. Даже сами чиновники или депутаты. Много ли найдется ответственных чиновников или депутатов, которые усыновили ребенка из детдома. Хочется спросить государственных мужей и жен, не хотят ли они начать процесс усыновления с себя.
Никто не говорит и не призывает к тому, что не нужно усыновлять чужих детей. Наоборот, уровень развития общества оценивается по тому, как оно относится к старикам и детям. Как у нас сегодня относятся к ним, общеизвестно.
Вообще проблема продолжения рода — материя чрезвычайно тонкая. А ее предлагают решать прямо и грубо по-солдатски. В данном случае происходит даже подмена понятий. В конце концов, как правило, хочется иметь родного ребенка. А усыновить чужого всегда можно успеть. И это честная, не ханжеская позиция.
С усыновлением чужого ребенка, в том числе и генетически, возникает множество рисков.
Вместо того чтобы на деле разработать государственную программу по решению проблемы увеличения населения, депутаты пропускают законопроект через мелкое ситечко, а иногда и выплескивают ребенка вместе с водой. Дело в том, что 700 долларов может оказаться не каждому по карману, к примеру, тому же сельчанину. Для него и 700 тенге может быть большим расходом. А если бы государство выделило бы необходимую сумму, проблема бесплодия и демографического роста могла бы начать решаться.
Для государства — это деньги не большие. По мнению Вячеслава Локшина, такая программа могла бы вместиться в сумму порядка 60-70 тысяч долларов. По паре тысяч долларов на одну бездетную семью.
Ежегодно в ГЦРЧ выполняют около 200 операций по искусственному оплодотворению.
Непонятно кому становится выгодным весь этот шум, который подняли в парламенте, а может парламентарии снова решили привлечь к себе внимание.
Не так давно стало известно о массовом отъезде оралманов, которых просто обманули, не дав им ни гражданства, ни жилья, ни работы. Что скажешь?! Растет престиж Казахстана на мировой арене. Что сегодня могут знать о Казахстане в мире? Нефть, коррупционные скандалы и массовый выезд оралманов на родину-мачеху.
А между тем в ежегодном послании народу президент Назарбаев в число приоритетных задач поставил решение проблемы демографического роста. От размера населения страны зависит и экономическое развитие. И вот какой ответ подготовил парламент этой приоритетной задаче.