Из пробирки - на стол - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Из пробирки - на стол

Из пробирки - на стол

С этого года в стране вступает в действие Закон "О безопасности пищевой продукции". Он стал еще одной попыткой государства довести нормы и правила в сфере производства, продажи и потребления еды до международных стандартов санитарной, биологической и экологической безопасности.

  • 9 Января 2008
  • 1149
Фото - Caravan.kz

Но уже сегодня ясно, что данный Закон неизбежно потребует доработок и других регулирующих законодательных инициатив. А главное — мы все должны научиться гораздо внимательнее и придирчивее относиться к своему здоровью.
Человечество любит поесть. И рынок отвечает на его желание продовольственным изобилием. Бесконечные полки продовольственных рынков и супермаркетов предоставляют сегодня покупателям тысячи наименований продуктов, созданных с использованием самых современных высоких технологий. Кажется, мы вошли в потребительский рай.
Но большинство людей даже не подозревает, какие тайны могут храниться под красочными этикетками продовольственных товаров. И одна из таких тайн — так называемые «генетически модифицированные» продукты.
Работы по овладению секретами живого вещества и тайн биологического микромира начались в США и Западной Европе в середине 70-х годов. За прошедшие годы учеными-генетиками разных стран проделана грандиозная научная работа. И если не до конца поняты все секреты сложнейшего генетического механизма живой клетки, некоторые научные результаты стали позволять уже практическое использование достижений генетики.
Создать искусственное живое существо пока не удалось, однако ученые сумели создать невиданную в природе еду — генетически измененные продукты питания, обладающие свойствами, которых натуральные природные продукты никогда не имели. Например, арбузы, которые при созревании приобретали отчетливо квадратную форму (так их удобнее укладывать в ящики). Или яблоки и персики, которые могут храниться, не портясь, месяцами. В прессе неоднократно сообщалось об экспериментальных попытках соединить гены растений и животных, чтобы создать совсем невообразимые квазиприродные объекты.
Все это постепенно становится серьезным бизнесом. Модифицированные на генном уровне продукты зачастую, во многих отношениях, стали побеждать в конкурентной борьбе продукты природные. Пшеница и рис, которые не подвержены сельскохозяйственным болезням, фрукты и овощи, которые «не по зубам» различным насекомым-вредителям, обладающие, к всему прочему, высокой урожайностью и способностью к длительному хранению, стали производиться в промышленных масштабах и все более широко использоваться в питании людей.
По мнению некоторых экспертов, это закономерный выход, а для таких многонаселенных стран как, к примеру, Китай или Индия, — и единственный, чтобы накормить угрожающе растущее население. И они уже активно действуют в этом направлении: Китай, например, сегодня стал одним из мировых лидеров в исследованиях генетиков в данной области.
В Казахстане, где в обстановке эйфории от изобилия нефтедолларов о высоких технологиях и биотехнологиях пока только говорят, а не что-то реально делают, проблема эта, в общем-то, людей заботить не должна.
Однако, как показывает жизнь, успокаиваться рано. Пусть мы сами и не производим такие продукты — при наших практически полностью открытых рынках нам такую еду с удовольствием завезут из-за рубежа.
Камень преткновения в том, что пока еще никто не доказал опасность таких продуктов для здоровья людей — как, впрочем, и их безвредность. То и дело появляются научные публикации и результаты исследований по этой теме, с изложениями то одной, то другой точки зрения. Английские ученые недавно выяснили, что по результатам их экспериментов, после кормления модифицированным зерном у лабораторных мышей наблюдались некоторые изменения в клетках печени. Хорошо это или нет — Бог ведает… К тому же мыши — не люди. Подобных фактов накопилось уже множество, но однозначный ответ, хорошо это или плохо, ученые дать не могут.
А бизнес на ГМП (генетически модифицированные продукты), тем временем не дремлет. Он развивается, его обороты сегодня в мире насчитывают уже миллиарды долларов. В создавшейся ситуации каждый должен сам решать, есть ему такие продукты, или воздержаться. Но вот именно выбора потребителю порой и не дают.
В развитых капиталистических странах — Германии, Франции, других странах ЕС, в США и Канаде выращивание генетически модифицированных сельскохозяйственных культур разрешено и даже поддерживается государством, однако их употребление в пищу находится под жестким контролем законов, защищающих потребителя. Здесь существуют очень жесткие правила по маркировке продуктов питания, в которые входят даже небольшие количества генетически модифицированных веществ.
В Японии, к примеру, предписано сообщать это обстоятельство покупателю крупным шрифтом, если в продукт включено хоть 5% таких ингредиентов, во Франции, Австралии — 1%, в США — более 10%.
В большинстве стран Европы такое правило существует для продуктов с уровнем содержания ГМП в 0,9%. Перестраховка, невежество, потребительские мифы и комплексы? Можно смотреть на это дело и так.
Сами же европейцы, американцы и японцы считают, что таким образом они заботятся о своем здоровье, а главное — дают возможность каждому человеку сделать осознанный выбор. Хочешь — ешь эти продукты, а хочешь — предпочитай им обычные, которые лежат на полке рядом, но стоят немного дороже.
В Казахстане данной проблемой практически никто не занимается. На наш продовольственный рынок завозятся сотни тысяч тонн продуктов, которые не подвергаются никаким тестам на безопасность. Да и отечественные производители еды сегодня практически поголовно не предоставляют потребителям информацию о том, что все-таки входит в состав аппетитного гамбургера или овощной консервы.
Информацию же о содержании ГМ-продуктов в продовольственных товарах вообще невозможно получить, поскольку ни у Госсанэпиднадзора, ни у каких других контролирующих служб нет технических возможностях проверять все, что потоком идет в продовольственные магазины и на рынки.
Попробуйте поинтересоваться, к примеру, количеством содержащихся ГМ-продуктов в батоне обычной вареной колбасы — ответа ни от кого получить нельзя. А ведь они есть, они просто не могут не быть! В состав такой колбасы с обязательно входит соевый белок, а он закупается нашими производителями за рубежом, где модифицированная генетически соя практически вытеснила все другие природные разновидности этой культуры.
Другой сои нашим производителям просто негде взять, у нас столько сои не производится, в России — тоже.
В Алматы уже не первый год наблюдаются массовые торговые акции, когда город оказывается просто «оккупированным» многочисленными торговцами, предлагающими по низкой цене превосходные яблоки или мандарины.
Фрукты — как на подбор, не мнутся, не бьются, не портятся, замечательный вкус, хочешь — с косточками, хочешь — без, но… Никто из продавцов не может сказать, отчего такое великолепное качество продуктов — при столь сравнительно низких ценах?
Не имеем ли мы здесь дело с очередным генетическим «достижением» зарубежных селекционеров, получивших прекрасную возможность проверить свои «изделия», так сказать, в реальной обстановке? И кто может поручиться, что через некоторое время съеденный мандарин не обернется для человека тяжелой аллергией или чем похуже?
Защиты от таких ситуаций в Казахстане сегодня нет. Службы Госсанэпиднадзора слабы и беспомощны, да и создавались они совсем не в расчете на эту угрозу.
Новый Закон «О безопасности пищевой продукции» в Казахстане принят, и там есть глава 12, в которой говорится: «Оборот генетически модифицированных объектов и биологически активных добавок к пище допускается только после научно обоснованного подтверждения их безопасности, проведение которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и проведения их государственной регистрации». А для лечебного и детского питания применение генетически модифицированных компонентов вообще исключено.
Но все дело в том, что контролировать исполнение данной нормы призваны уполномоченные органы, которых в стране нет и неизвестно, когда появятся. Единственная лаборатория для генетических анализов есть в Институте питания, но она, конечно, не справится с огромным потоком продуктов, прибывающих сегодня на рынок. Специалистов очень волнует тот факт, что в законе много ссылок на уполномоченные органы, на акты и постановления, и он получается непрямого действия.
И выходит, что Закон вроде есть, но по-настоящему он «работать» не может. Одновременно создавая возможность для бюрократических придирок и произвола. А ведь пищевая аллергия или неожиданные реакции организма на ГМП — это не единственная опасность.
Сегодня ученые многих стран пришли к выводу, что ГМ-продукты могут способствовать возникновению новых штаммов микроорганизмов, среди которых есть и возбудители различных болезней, опасных для человека.
Бактерии, под воздействием различных факторов, в том числе, и ГМ-манипуляций, могут менять свою генетическую структуру, преобразовывать свои жизненные и защитные функции. Они могут долгое время как бы «дремать» в организме человека, но внезапное изменение обстановки — например, банальная простуда и повышение температуры, могут пробудить эти его скрытые свойства — и микроорганизм превращается в опаснейшего врага. И неизвестно, справится ли организм человека с новым противником.
Сегодня мы все больше живем в мире, в котором не можем предсказать даже сравнительно близкие последствия своих действий. Научный прогресс и технологии, ставшие лейтмотивом нашей эпохи, воспринимаются людьми как несомненное благо. Но научные открытия, как доказывает вся история, случайны и выявляют лишь объективные свойства мира, из которых человек берет только те, какие ему кажутся полезным.
Но вряд ли можно утверждать, что все открытия изначально «предопределены» к пользе человека. Природа — это не заботливая бабушка, которая хлопочет лишь о том, чтобы людям на Земле было хорошо и комфортно.
В лотерее открытий можно вытащить такой «черный шар», благодаря которому вся жизнь людей на планете Земля станет невозможна. Примеры уже есть — диоксины, ядерное оружие, СПИД…
И из лабораторных пробирок на наш стол может попасть не только хорошее…