В рамках последнего дня конференции прошло 4 рабочих заседания по наиболее актуальным политическим и социальным проблемам современности.
Также участники конференции провели специальную дискуссию и сессию вопросов и ответов.
В рамках дискуссии выступили генерал Уэсли Кларк, бывший Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО, и Ричард Перл, научный сотрудник Института американского предпринимательства.
Заседание 1: ПРОБЛЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ЭПИДЕМИИ ВИЧ/СПИД В СМИ
Распространение ВИЧ/СПИД является одной из наиболее актуальных и быстро распространяемых угроз современности. Проблема ВИЧ/СПИД в последнее время приобрела глобальные масштабы, территориально разрослась и охватило все большее число людей.
Участники заседания особо отметили распространение инфекции в таких странах как Китай и Индия, огромных по территории и количеству населения.
Количество больных СПИДом с каждым днем продолжает расти.
Особенно важна здесь роль СМИ. Однако характер освещения в прессе материалов, касающихся проблемы СПИДа, нужно кардинально изменить. Участники дискуссии уверены, что зачастую именно СМИ создают панический характер проблемы, и вместо того, чтобы способствовать решению ее, они разжигают неприятие общества.
Помимо материалов, которые пугают общественность и создают негативное отношение к тем, кто болен и инфицирован, нередко СМИ упрекают также и в «недостатке воображения» или смелости дать старт широкому обсуждению новых сторон проблемы, смирении перед усталостью аудитории, пресытившейся темой борьбы со СПИД или попросту ее игнорирующей.
Каковы реальные возможности СМИ в качестве одного из наиболее важных потенциальных рычагов профилактики болезни в эпоху обострения проблемы ВИЧ/СПИД?
Генеральный директор Республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИД Исидора Ерасилова считает, что «проблема людей, больных СПИДом, кроется в отношении общества».
«В Казахстане более 5000 инфицированных ВИЧ, но это официальная статистика. На самом деле их больше. Нужно преодолевать и изменять само отношение общества к людям, больным СПИДом. Я считаю, что СМИ должны писать о проблеме, показывать специальные передачи. Нужно проводить тренинги для журналистов, а также для редакторов, потому что сейчас на многие тренинги редактора просто не приходят. Существующие программы показывают в неудобное эфирное время, когда в основном могут их смотреть люди взрослые. Нужно создавать специальные программы для молодежи, потому что именно молодежь является целевой аудиторией».
Во время дискуссии были затронуты две важные стороны проблемы: распространение инфекции среди наркоманов и проституток.
«Проблема проституции также имеет место в республике. Через проституток передается очень большой процент инфекции. В Казахстане проституция не преследуется законом. По официальным данным в стране примерно 20 тысяч проституток. Мы проводим профилактические мероприятия, освещаем в СМИ, раздаем бесплатно презервативы, обучаем. Но мы работаем только с проститутками, а не с клиентами», — говорит Исидора Ерасилова.
Александр Шаталов, основатель издательского дома «Глагол», телевизионный обозреватель из РФ, говорит, что «СМИ виноваты в том, что проблема активизировалась. СМИ загоняют общество в тупик. Говорят о последствиях, а не о первопричинах. Надо больше внимания уделять борьбе с инфекцией».
Исполнительный продюсер ФокусАзия ТВ, старший телевизионный консультант Центра изучения СМИ Гонконгского Университета Джим Лори видит проблему в отрицании существования проблемы СПИДа.
«Вопрос сексуальных меньшинств, игнорирование их обществом, приведет к тому, что приписывание проблемы этим меньшинствам переложит заботы с плеч всего общества на эту социальную группу. Таким образом, проблема, как вы понимаете, тем более не решится.»
Заседание 2: ФЕНОМЕН АРАБСКИХ СМИ
Арабские СМИ — это географическое, политическое, религиозное, культурологическое или ментальное понятие? На этот вопрос пытались ответить участники круглого стола, посвященного феномену арабских СМИ.
В последнее время арабская тема в СМИ и сама проблематика арабских СМИ всплыла на поверхность. Мир заговорил о новом явлении — СМИ Ближнего Востока, которые до иракской кампании оставались в тени.
Сейчас эти СМИ, с высоким уровнем подачи информации, на равных конкурируют с СМИ западных стран. В связи с таким поворотом событий мир охватывает тревога. Тем более, что такие крупные Медиа структуры, как Аль-Джазира и другие арабо-язычные телеканалы, в скором времени планируют начать интенсивное вещание на английском языке. Другие каналы не менее активно разрабатывают планы расширения своего вещания.
Кто в этой ситуации станет наиболее вероятным победителем в борьбе за телезрителя? Не подвергается ли в таких условиях угрозе сам принцип объективности?
Шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» Акрам Хазам считает, что понятие «арабские СМИ» вообще не существует. В 57 исламских странах средства массовой информации разные. Нет объединительной идеи. «Однако есть общие проблемы. Самая серьезная проблема — отношение к демократии. Мне горько сознавать, как представителю нации, но долгие годы читатели электронных СМИ не могли видеть то, что показывали другие СМИ. Они видели один цвет. Есть президент — владелец СМИ. Его показывают 25 минут из 30 минут новостей. Разве это нормально?»
Зато сейчас с приходом глобализации тенденции поменялись. Жители Ближнего Востока получают информацию, однако изменилась и сама повестка дня. «Большая часть арабских СМИ имеет антиамериканскую направленность, и США это не нравится».
Далее дискуссия велась о проблеме пропаганды противостояния Америке, и шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» считает это правильным — раз американцы оккупировали Ирак, они это заслужили.
Заседание 3: ФЕНОМЕН ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Так называемые «Революция Роз» в Грузии и украинская «Оранжевая революция» по праву получили широкое освещение в средствах массовой информации по всему миру. Международные и региональные СМИ также освещали непростые избирательные кампании и их последствия в Кыргызстане и Молдове.
Такие беспрецедентные акции имели широкий общественный резонанс, влияние на общество. И здесь очень легко было ошибиться в суждениях, определении приоритетов. Сейчас, спустя некоторое время, оценивать ситуацию легче, даже не смотря на то, что тогда пресса была идеальным мощным оружием воздействия на массы.
Ирина Геращенко, пресс-секретарь Президента Украины, считает, что масс-медиа — это способ защиты действующей власти и объект манипуляций. Она провела оценку политической ситуации накануне революции в Украине и ситуацией со СМИ, когда ведущие СМИ подавлялись действующей властью.
«Медиа позволили себе испоганить и придать негативный смысл многим словам. К примеру, слово «патриот» приобрело шовинистический характер. Медиа позволили себе работать на раскол страны, расклеивая плакаты, показывая ролики по телевидению, где шла пропаганда. Это недопустимо».
Малхаз Гулашвили, президент Медиа-холдинга Georgian Times, лидер общественного движения «Вперед, Грузия!», поделился своим взглядом на действия Медиа в Грузии, когда оппозицию поддерживали 1 телекомпания, 1 радиостанция, 2 массовых печатных издания.
Однако он также рассказал о том, как поменялось отношение к СМИ пришедшей к власти оппозиции. «Под давлением власти были закрыты 3 телекомпании и 6 газет. Владельцы и журналисты других СМИ жестко удерживаются в состоянии определенным Госдепартаментом США, как «самоцензура». В первые месяцы после «революции роз» были закрыты все без исключения популярные телевизионные ток-шоу», — говорит Малхаз Гулашвили.
Переосмыслив и оценив заново информационную политику СМИ во время гражданского переворота и действия правительства и СМИ, сейчас можно проанализировать методы и принципы поведения средств массовой информации в будущем. Ведь в такое трудное для страны время очень важно не допустить эскалации конфликта, резких суждений, принятия той или иной точки зрения.
Заседание 4: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ДЕЛОВОЙ БРЕНДИНГ
Создание имиджа, отвечающего современным требованиям, ныне — в эпоху «ловких» СМИ и глобальных рынков информации и коммуникации — как никогда ранее, становится насущной проблемой, успешное решение которой ложится в основу общего коммерческого успеха предприятия.
Вместе с тем, с бурным развитием рынка услуг PR, политического и делового лоббирования, СМИ предоставляют все более широкие возможности для тиражирования разного рода политической рекламы и заказных материалов, используя мощный потенциал крупнейших мировых медиа-брендов.
Как определяется степень законодательной и моральной ответственности СМИ, когда речь идет о размещении оплаченных материалов, в которых заинтересованы те или иные стороны, находящиеся в условиях обострения политической ситуации в т.н. «переходных» государствах?
Одним из направлений борьбы за влияние также является все более интенсивная работа правительств над формированием и позиционированием привлекательного имиджа своих государств на мировой арене. Яркими примерами являются мощные маркетинговые кампании, проводимые государствами, соревнующимися за право принимать у себя Олимпийские игры 2012 года, усилия президента Дж. Буша во время предвыборной гонки по продвижению позитивного международного имиджа США, а также дискуссия о политическом позиционировании палестинских лидеров и их представлений о политическом курсе новой Палестины.
Участники сессии проанализировали то, как «работают» современные PR-технологии и обсудили проблемы деятельности СМИ в эпоху повсеместной рекламы.
Председатель и творческий директор Winkorp Тайлер Брул из Великобритании — модератор секции. В обсуждении участвовали Георгий Почепцов, заведующий кафедрой информационной политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, Игорь Панарин, политолог, профессор Дипломатической Академии МИД РФ, Саймон Энхолт, председатель Earthspeak, консультант по брендингу, Великобритания, Светлана Миронюк, генеральный директор Российского агентства международной информации «Новости».
И последней в работе Медиа форума стала Специальная дискуссия и сессия вопросов и ответов: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ УГРОЗЫ. РОЛЬ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ.
Бурные процессы глобализации на технологическом, экономическом, политическом, информационном, культурном и социальном уровне стали одним из наиболее важных и перспективных направлений развития современного мира.
С зарождением и ростом нынешних вызовов и угроз человечеству поиск новых эффективных механизмов обеспечения стабильности, формирование принципиально иного, современного понимания глобальных процессов и задач приобретает ныне исключительную актуальность.
Политическая глобализация нередко воспринимается как следствие наступательной политики повсеместного революционного переустройства национальных политических систем по образцу «западной демократии».
Каковы позитивный потенциал и опасность этой тенденции? Не противоречит ли политическая глобализация, воспринимаемая как призыв к унификации, интересам независимого национального развития и стратегии сохранения и поддержания уникального разнообразия мира?
Какие правовые нормы могут служить достаточным и легитимным основанием для принятия решений о вмешательстве в дела иных государств? Не является ли подобного рода политическая глобализация причиной роста неуправляемых процессов в мире, делая систему взаимоотношений на глобальном геостратегическом пространстве все менее предсказуемой и устойчивой? Какую роль в этих процессах играют, являясь весьма эффективным инструментом реализации политических целей, средства массовой информации?
На специальной дискуссии выступили Генерал Кларк, бывший верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе, претендент на должность кандидата в президенты от Демократической партии США на выборах 2004 года, и Ричард Перл, ведущий политический советник республиканской администрации США.
Генерал Уэсли Кларк проанализировал вопросы, связанные с политической глобализацией и ролью средств массовой информации в этом процессе. Ричард Перл исследует тему «Проблемы освещения террористических актов». Авторитетный специалист по вопросам национальной безопасности и региональных конфликтов, Ричард Перл занимал должности помощника министра обороны США при президенте Рейгане и председателя Совета оборонной политики в администрации Буша.
«Террористы, так же как и власти, пытаются использовать средства массовой информации для распространения своих идей», — сказал он, призывая журналистов с такой же настороженностью относиться к попыткам манипулирования со стороны террористов, с какой они относятся к попыткам давления со стороны власти.
В ходе оживленной дискуссии на тему этики освещения экстремистских террористических атак Перл отметил, что правительство незначительно или совсем не контролирует поток информации с учетом современных средств коммуникации. «Невозможно постоянно утаивать все», — отметил он в своем основном выступлении.
Торжественное закрытие форума
На торжественном закрытии IV Евразийского Медиа Форума с заключительной речью выступит Председатель Оргкомитета ЕАМФ Дарига Назарбаева. В целом ведущие журналисты и политики, принявшие участие в этом крупном событии, мероприятием довольны.
Форум, собравший представителей СМИ более чем из 40 стран мира, дал возможность коллегам обсудить наиболее актуальные проблемы современности. Единственное, что им хотелось бы изменить, — продолжительность форума.
«Чтобы хватило времени для дискуссий», — как выразился Майкл Голден, издатель газеты «Интернэшнл Геральд Трибьюн» и вице-председатель компании «Нью-Йорк Таймс».
Также он надеется, что на следующем форуме будет представлено еще больше СМИ, и охват медиа будет более равномерный, т.е. на форум соберутся не только представители азиатских медиа, но и европейских.