Как же себе представляют Казахстан те, кто никогда тут не был, разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Казах без понтов…
Так сложилось, что при упоминании Африки воображение рисует племена туземцев в набедренных повязках, при разговоре о Париже сразу в памяти всплывают изящные француженки в мини и элегантные мсье с багетами в руках. Чем меньше туристов бывают в стране, тем более живучи стереотипы. В Казахстан иностранцы пока не едут сотнями тысяч, поэтому впечатление о наших краях складыватся в основном по постам на развлекательных порталах.
Стереотип о совсем диких степях, где вместо городов стоят юрты, а люди перемещаются исключительно на верблюдах, канул в Лету еще к концу 90-х. В Интернете встретить его можно лишь на каких-нибудь «Одноклассниках».
Первое же, что выдают развлекательные порталы, если вбить хэштег «казахи», так это посты с демонстрацией красивой жизни. Более того, поиск по хэштегу «понты», обязательно выдаст ролики из Казахстана. Даже в топ-10 запросов Google и «Яндекс» попали такие, как «почему казахи понтуются» и «почему казахи красавчики».
Любовь казахстанцев к роскоши стала легендой в интернете
В постах про Казахстан встречаются пышные тои, селфи с брендовыми вещами и автомобилями премиум-класса, роскошными особняками, и чаще всего на заднем плане прячется скучная постсоветская действительность, а то и голая степь.
За последний месяц в «горячее» многих развлекательных порталов попало три новости из Казахстана. На одном из роликов по дороге рассекает «Ленд Крузер» на гусеничном ходу, на другом сквозь буран в степи пробирается длиннющий лимузин, а на третьем показан огромный дворец, во дворе которого маленький мальчик в дорогом костюме садится в джип с личным водителем.
С генами не поспоришь
В тревел-блогах активно обсуждается наша столица. У многих пользователей не укладывается в голове, как всего за 30 лет можно было отгрохать практически на пустом месте огромный город с небоскребами, пирамидой и одним из самых больших ТРЦ в мире. Причем инфраструктура столицы выстроена не столько для удобства, сколько для того, чтобы произвести впечатление на туриста.
Понты дали и почву для шуток с анекдотами. Например, в соцсети Х (бывший «Твиттер») популярна шутка, что Гарри Поттер может быть только казахом. У него самые крутые родители, очень много денег, связи, блат в Хогвартсе, и он всегда выходит сухим из любой передряги.
Другой остряк пишет, что Казахстан — единственная страна в мире, где не может быть ни тайных обществ, ни секретных агентов. Ни один казах не сможет скрывать, что ему досталось такое козырное место.
Любопытно, но даже самые безумные попытки казахстанцев, произвести впечатление, в сети вызывают не насмешки, а восхищение
Шутки шутками, но на вопрос «почему казахи понтуются», Google выдает претендующий на серьезность ответ. Стоит отметить, что это не научное исследование, а просто мнение одного из пользователей соцсетей.
«Об этом писал еще Абай Кунанбаев в книге "40 слов назидания". Базой служила ханская система правления и кочевой образ жизни. На востоке в принципе сильна вертикаль власти, и некоторые чиновники так сильно услуживали верхнестоящим и властным, и в ход шла демонстрация силы и имущества, ради имени в других селениях, ведь другого источника информации не было. Потом и простой народ стал копировать повадки своих правителей, теперь это уже в генах».
Кулинарные пристрастия нации – основа любых стереотипов. Даже человек, который много путешествует, может быть уверен, что все японцы без ума от суши с раменом, французы не представляют застолье без круассанов и лягушачьих лапок, итальянцы готовы убить тех, кто плохо отзывается о пицце и спагетти. Этот стереотип поддерживается еще и тем, что в любом ресторанчике, ориентированном на туристов, фирменным блюдом обязательно будет что-то национальное, пусть даже местные этого не пробовали за всю жизнь. Так, в центре Стамбула главным блюдом обязательно будет значиться жаркое в горшочке, плотно обмазанном глиной. Ни один коренной стамбулец его не купит, потому что цены за жаркое космические, порция маленькая, а вкус, по их мнению, довольно посредственный.
Мы пойдем с конем
В Казахстане такой экзотикой стал кумыс. Конечно, в отличие от турецкого жаркого напитком из кобыльего молока мы лакомимся регулярно, но иностранцы нашу любовь к кумысу явно сильно преувеличивают. Почему-то многие из тех, кто никогда не был в Казахстане, считают, будто кумыс тут все пьют литрами, каждый день, вместо чая, кофе и даже воды.
Хотя не все побывавшие в нашей стране решаются отведать кобыльего молока, а если и решаются, то хватает их на пару глотков. Так, появились слухи, о каком-то фантастическом эффекте от кумыса. Якобы он пьянит, но совсем не так, как алкоголь. Будто бы напиток действует как допинг, или легкий наркотик. «Знатоки» даже утверждают, будто в Казахстане, как в мусульманской стране, алкоголь запрещен, и люди, когда хотят расслабиться, напиваются кумысом.
Тот, кто не пробовал кумыс,наделяет этот напиток волшебными свойствами
Наша любовь к конине тоже сильно преувеличена. Никто из казахстанцев не откажется от жирного кусочка казы, но в Интернете убеждены, будто мы не едим никакого другого мяса, кроме конины, причем едим так много, что в других странах нас, будто волков, пугаются лошади. По Сети даже кочует «научная версия», будто кочевой образ жизни так изменил казахов, что их организм не усваивает никакой другой белок, кроме конины.
Довольно забавный стереотип появился из-за игры слов. Дескать, казахи не против поесть свинины, но раз религия им это запрещает, то они называют свининой … рыбу.
Логикой это заявление похвастать не может. Ни одна рыбка на свете по вкусу не похожа на бекон.
Оказывается, все дело в слове «балык». По нормативам Роспотребнадзора «балыком» является сырокопченое изделие из мякоти свинины вдоль позвонков. Понятие «балык» из кеты, осетра, севрюги признано устаревшим. Кроме того, рыбный балык очень дорог, и в супермаркетах россияне видят его реже, чем копченую свинину. На казахстанской продукции слово «балык» стоит даже на банке кильки в томате, так что запутаться немудрено. Так и появился это нелепое, но довольно смешное заблуждение.
Шутки про любовь казахстанцев к конине стали популярны даже в анголоязычном сегменте интернета
Ты сюда не ходи – совсем мертвый будешь
Очень хорошо, что фильмы казахстанских режиссёров стали популярны в других республиках. Киноманы любят их за напряженность сюжета и что «там все как в жизни». Особенно полюбились зрителям с постсоветского пространства криминальные драмы вроде «5:32», «Черный двор», «Рэкетир» и недавно вышедший сериал о современном рабстве «1286». Зрители хвалят их за «честность», то есть мат, насилие, потребление алкоголя и наркотиков вместе с жесткими сюжетными линиями не прячутся под стыдливыми рамками цензуры.
Но у успеха казахстанской чернухи есть и обратная сторона. Люди так поверили актерам, изображающим степных бандитов и беспредельшиков, что в любом обсуждении поездок по Казахстану на собственном автомобиле обязательно найдутся «эксперты», утверждающие, будто едва ли не сразу после пересечения границы на автомобиль набросятся отмороженные джигиты, которые не только изобьют путника, но еще убьют его, а потом и изнасилуют. Есть даже «очевидцы», сами в Казахстане не бывавшие, но лично слышавшие от троюродного дяди внучатого племянника, что брат его коллеги поехал посмотреть Байконур и уже не вернулся. Обязательно в таких байках фигурирует банда с бейсбольными битами, на разбитой «Мазде», и пассажирка-блондинка, ставшая причиной конфликта.
После казахстанских криминальных драм, посещать нашу страну и правда не хочется
Еще одной страшилкой стали наши языковые патрули. Такие инциденты, где покупатели в резкой форме требовали от продавца отвечать по-казахски, да еще снимали это на видео, действительно, были. Но слухи об этом за пределами Казахстана разрослись до фантастических масштабов. В любой ветке обсуждения путешествий по нашей стране обязательно найдутся «знатоки», которые заявят, будто не знающего казахский не обслужат в магазине, высадят из такси, не заселят в гостиницу.
К счастью, иностранцы, побывавшие в нашей стране, этот стереотип развеивают очень быстро, просто выложив фотографии вывесок на двух языках.
Не Борат ты мне
Если на постсоветском пространстве самый дремучий деревенский житель знает, как внешне выглядят казахи, то в дальнем зарубежье даже об этом имеют весьма смутное впечатление. Особенно это касается совсем далеких стран, куда гости из Казахстана добираются редко.
Так, на малазийском форуме любителей кино один из зрителей настрочил длинную рецензию к «Келинке Сабине», где недоумевал, почему в этой комедии нет ни одного…казаха. Более того, дальше говорилось, что и локации для съемок почему-то были выбраны далеко не казахстанские. Более того, несколько комментаторов из Южной Америки это мнение поддержали.
В такие моменты глаза отказываются верить написанному, и в ошибке начинаешь винить собственное знание английского и алгоритмы Google-переводчика. Все оказалось намного проще. Злосчастный «Борат» нам и тут насолил. Саша Коэн снимал свой «шедевр» в румынском селе Глод, где больше половины населения – цыгане. Так у западного зрителя и сложился стереотип, будто Казахстан — это страна посреди гор, покрытых непроходимыми лесами, а населяют ее люди, похожие на цыган и проживающие в мазанках с черепичной крышей. Если в прочий бред из этой, прости господи, комедии может поверить только очень недалёкий человек, то пейзажи редко вызывают сомнение. В рекламных роликах для туристов казахстанские горы показывают чаще, чем степи, туристическую нишу с юртами и верблюдами заняла Монголия, эксплуатирующая образ потомков Чингисхана, а среди знаменитостей, прославивших нашу страну, есть Геннадий Головкин, и он явно не восточной внешности. Хотя на цыгана боксер тоже не похож.
Скандальные ленты Саши Коэна убедили неискушённых зрителей, будто Казахстан выглядит именно так
Так что иностранцу, имеющему посредственное представление о Казахстане, легко запутаться. Кроме того, западному зрителю слово «келинка» не говорит абсолютно ничего, название «Ворованная жена», хоть и больше привлекает зрителя, решившего посмотреть комедию в духе Бората, но, по сути, рисует Казахстан довольно диковатым местом, где до сих воруют женщин.
К счастью, после Экспо-2017 люди по всему миру узнали намного больше про Казахстан. Кроме того, популярность Димаша поспособствовала тому, что фанаты все чаще стали интересоваться родиной своего кумира.
Так что наша страна постепенно перестает быть неизведанным краем, про который можно сочинять всякие небылицы.