Истребители военной авиации: проблемами ВВС Казахстана занялся Совет безопасности страны - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Истребители военной авиации: проблемами ВВС Казахстана занялся Совет безопасности страны

Истребители военной авиации: проблемами ВВС Казахстана занялся Совет безопасности страны

Престиж профессии военного летчика упал так низко, что все схватились за голову – подготовка будущих защитников неба Казахстана в опасности!

  • 9 Февраля 2018
  • 11469
Фото - Caravan.kz

За последние несколько лет из ВС РК по разным причинам уволились более ста высококлассных летчиков, в числе которых 53 опытных инструктора, несколько летчиков-снайперов. Они могли бы еще долго обучать молодежь и передавать ей свой боевой опыт, но предпочли уйти на гражданку, где и платят за рискованную работу в разы больше, и ценят гораздо выше.

Конкурс при отборе кандидатов на летные специальности в Актюбинском военном институте СВО тоже вдруг резко упал. В прошлом году он составил всего-то два человека на место вместо обычных десяти.

В этом году после ситуации с показательным судебным процессом над двумя военными пилотами майорами Искаковым и Ашимовым вообще может быть жуткий недобор.

– В условиях безъядерного вооружения наиболее перспективным, мобильным и эффективным из всех трех основных видов Вооруженных сил являются Силы воздушной обороны, – сказал в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” бывший командующий ВВС генерал-майор авиации Алсай ДЖУМАНОВ. – С момента обретения независимости по инициативе и при непосредственной поддержке Верховного главнокомандующего Казахстан направил колоссальные средства на подготовку летного состава, которые сопоставимы с расходами на приобретение дорогостоящих современных самолетов. Миллиарды тенге вложены в наших военных летчиков. Петля на шее авиации: в казахстанской армии произошло очередное ЧП

– Алсай Тюлеуович, вы, как опытный военный эксперт – генерал-майор авиации, можете озвучить конкретные цифры затрат на подготовку военных пилотов?

– В среднем затраты на подготовку одного военного летчика до уровня 2-го и 1-го классов, а это около 10–15 лет, уходит от 3 до 5 миллиардов тенге.

Ошибка или нарушение правил?

Корреспондентам “КАРАВАНА” удалось выяснить, сколько бюджетных денег было потрачено государством на подготовку майора авиации Адила Искакова, осужденного к 4 годам лишения свободы. Оказалось – 2,8 миллиарда тенге (около 8,7 миллиона долларов США).

Майор Радик Ашимов, осужденный к 3 годам колонии, имел меньшее количество часов налета, и потому его подготовка военными финансистами оценена чуть дешевле – 1,9 миллиарда тенге (5,9 миллиона долларов США). По грубым подсчетам на подготовку обоих летчиков минобороны потратило почти 5 миллиардов тенге).

– Одним из самых важных критериев обеспечения обороноспособности государства является уровень развития и подготовки Вооруженных сил, но крепкий морально-психологический настрой офицерского состава главенствует в этом вопросе, – продолжает Алсай Джуманов. – Что сейчас происходит в Военно-воздушных силах, догадаться несложно.

Офицерский состав определенно начинает разочаровываться в выборе своей профессии, молодые летчики уходят на гражданку, а кое-кому, похоже, наплевать на безопасность государства…

По словам генерал-майора авиации, несмотря на выводы комиссий по расследованию авиационных происшествий, говорящих о возможных ошибках пилотов, а не о фактах нарушений ими правил полетов, правоохранительные органы все равно вменяют им “расстрельную” 464-ю статью УК РК – “Нарушение правил полетов или подготовки к ним, а равно нарушение правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия”.

– В соответствии с международными авиационными стандартами основное различие между ошибками и нарушениями заключается в намерении.

Ошибка – это непреднамеренный поступок летчика, а нарушение правил полетов им в ходе выполнения учебно-боевого задания – умышленное действие.

Если вы хотите знать мое личное мнение, как летчика-снайпера, по конкретным этим случаям с Искаковым и Ашимовым, то могу открыто сказать: никакого злого умысла в их действиях не было зафиксировано ни на земле, ни в воздухе, – убежден генерал-майор авиации Алсай Джуманов. – Наоборот, эти летчики сделали все возможное, чтобы не допустить гибели людей. Считаю, что уголовная ответственность за какие-либо ошибочные действия пилотов никогда не будет эффективной профилактической мерой. Кто на военной базе сливает с боевых самолетов керосин и отправляет Су-27 на задание с сухими баками?

Более того, в мировой практике нет случая, когда летчик – достояние и гордость государства – был посажен в тюрьму к уголовникам.

Какое сразу возникает негативное влияние на морально-психологическое состояние всего летного состава. В конечном счете все это создает потенциальную угрозу для безопасности дальнейших полетов.

Недостаточно ценят

– Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее состояние Военно-воздушных сил?

– Не хочу отвечать на этот вопрос. Я уже давно не командующий ВВС. Пусть нынешнее руководство СВО и ВВС отчитывается. Меня другое сейчас волнует – очень жаль, что нынешние мальчишки уже не мечтают, как мы в свое время, стать высококлассными военными летчиками, поступить в военные институты и связать свою жизнь с небом.

– Потому что опасно?..

– Нет, не потому, что страшно. В нашем кругу есть крылатое выражение: летчики не погибают, они уходят в небо и не возвращаются. Военные пилоты никогда не были трусами, и все мальчишки об этом знают.

– Мало платят?..

– Я бы сказал, недостаточно ценят на государственном уровне. Посудите сами: денежное содержание военного летчика в зависимости от занимаемой должности около 220–250 тысяч тенге, тогда как средняя зарплата командира экипажа в гражданских авиакомпаниях, таких, к примеру, как “Скат” или “Эйр Астана”, составляет не менее 1–1,6 миллиона тенге в месяц. В связи с этим, может, уже настало время нашему уважаемому правительству пересмотреть постановление и предусмотреть там увеличение надбавок за особые условия прохождения службы летному составу? Это предотвратит отток высокопрофессиональных пилотов и поднимет престиж профессии военного летчика. Тогда мы снова сможем конкурировать с мировыми авиационными державами.

Когда верстался номер, стало известно, что в авиационных частях началась проверка деятельности всех служб, в том числе и со стороны Совета безопасности.

АЛМАТЫ