Двоих выходцев из Казахстана обвинили в киберпреступлении, вымогательстве, нанесении ущерба транснациональной корпорации американского магната Майкла Блумберга.
Алматинцы против Блумберга
Этот случай считается экстраординарным. Юрист Игорь ЯРИМАКА, участник тех событий, доказывал свою невиновность в английском и американском судах почти три года. Были задействованы спецслужбы и полиция трех стран, включая нашу. В 2003 году все обвинения с него были сняты. Считается, что до того времени ни одному представителю нашего региона не удавалось выдержать противостояние против крупнейшей в мире судебной машины по столь серьезному обвинению и выиграть сложный уголовный процесс.
Фабула громкого разбирательства такова: программист Олег ЗЕЗЕВ нашел ошибку в программном продукте Блумберга, написал ему об этом, предложив помочь решить эту проблему. Они договорились встретиться в столице Великобритании. С собой на встречу Зезев пригласил юриста Яримаку.
Даже по прошествии стольких лет, когда Яримака рассказывает о тех днях, ощущение, что смотришь кино с непредсказуемым сюжетом, в котором по воле судьбы главными действующими лицами оказались два алматинца и один из самых богатых людей в мире, к тому же мэр Нью-Йорка.
– Я был представителем Зезева изначально, как юрист. Приглашенный для того, как мне было сказано со стороны клиента, чтобы заключить контракт по работе. Когда мы в Лондоне приземлились, пять дней за нами была слежка. Я, честно, не верил, что будет встреча с самим Блумбергом, думал, какой-нибудь начальник отдела будет вести переговоры. Настроение было скептическое. Сначала полчаса никто не выходил, я думал, что встречи вообще не будет.
Потом нас пригласили в конференц-холл, мы были на одной стороне, напротив нас якобы переводчики и представители, а на самом деле – полиция Скотленд-Ярда, а в другой комнате – ФБР руководит операцией. Потом пришел Блумберг, полтора часа разговор был ни о чем. Я попросил сделать перерыв, ситуация была непонятная.
Та сторона начала нервничать, говорить, что здесь незаконная встреча, это похоже на вымогательство, у меня было подозрение, что ситуация выходит из-под контроля…Уже когда надели наручники, говорит Игорь Яримака, и мысли не допускал, что против него будет возбуждено уголовное дело, думал, во всем разберутся. Сначала речь шла о депортации, но на следующий день ситуация меняется, и ему, как якобы соучастнику, предъявляют обвинение по нескольким статьям.
По всем им Яримаке грозило до 35 лет тюремного срока. В общей сложности алматинский юрист провел в тюрьмах Великобритании и США почти три года.
– Я хочу подчеркнуть, что 90 процентов работы сделал наш КНБ, очень четко, профессионально. В течение трех месяцев дело в отношении меня выделили и прекратили, и с этого момента МИД и Генпрокуратура Казахстана стали меня защищать. Суд Манхеттена приговорил алматинского хакера к четырем годам и трем месяцам лишения свободы
Все преступления раскрываются
Сразу после освобождения Яримака заговорил о компенсации в 1 миллион долларов за потерянное здоровье и причинение морального ущерба.
– Вопрос о компенсации стоял. Сам факт ее подачи я считаю моим моральным правом и правом моей семьи. Эту компенсацию планирую требовать от госорганов, тех, кто меня держал незаконно, я считаю. Были все основания меня отпустить – английский судья написал, что не видит ни одного правонарушения, которое я бы мог совершить в Лондоне, у меня были документы, что я не совершал ничего в Казахстане.
И все равно казахстанцев экстрадировали в США, их тюремная эпопея продолжилась.
– Когда мы выиграли процесс, мой адвокат Лейб был на подъеме, вместе со своим компаньоном они загорелись этой идеей, потом через полгода я понял, что они, возможно, испугались, – говорит Игорь Яримака. – Это было сразу в 2004 году, по горячим следам.
Дело ведь не в деньгах, я просто хотел начать сам процесс из принципа, чтобы показать, что мы умеем защищать свои права.
Чтобы начать процесс в Нью-Йорке, необходимо 10 000 долларов – это просто первичный взнос, за 50 000, дай бог, чтобы с вами кто-то работал, поэтому средний человек ни в Европе, ни в США не может нанять хорошего адвоката и фактически никогда не судится. Мне нужно заработать денег, чтобы нанять качественных адвокатов.
По словам Яримаки, с Зезевым они больше не пересекались.
– Мы с ним не были друзьями, он меня нанял по работе. Все закончилось, я вернулся домой, где он, меня никогда не интересовало – не брат, не друг, не родственник.
– Что можете сказать молодым IT-гениям?
– Будьте аккуратны, не надо лезть туда, куда не надо. Есть правовое поле. Мне тоже, например, не нравится анонимность комментаторов в Сети – когда могут нахамить, оскорбить. Мне кажется, новое поколение, которое подросло на гаджетах, теряет чувство реальности. ТОП-5 отсидевших за рубежом казахстанцев
Я скажу одну вещь: на самом деле все преступления раскрываются. Это подтверждается, когда берут русских хакеров по всему миру. Берут тогда, когда им выгодно.
Арестовать можно любого, если он что-то не так сделает. Тогда не было таких глобальных атак, а сейчас это идет на уровне военно-промышленных комплексов разных стран, это спланированные атаки. И когда говорят, что не знают, откуда хакеры атаковали, – это бред. Просто система расследования ФБР упирается в бюджет. На нас, как они написали, потратили 2 миллиона долларов за 6-месячную операцию.
Киберпреступления внесены в список преступлений, за которые вас будут преследовать пожизненно, по всему миру.
Ранее события, происшедшие с Игорем Яримакой, легли в основу его книги “Обратная сторона Луны”, которую теперь он собирается экранизировать.
АЛМАТЫ