В большинстве своем мы вспоминаем о них в преддверии юбилеев и хоть каждый раз торжества все пышнее, а славословия в честь поэтов, писателей и художников, все слаще, по-настоящему о своих героях мы узнаем немного…
А ведь история этих людей — тонкое переплетение личной жизни, чувств, эмоций, страстей, а иногда и ужасных переворотов судьбы, с творчеством, которое тем ярче, чем насыщеннее жизнь.
Из всех городов, где пришлось жить Магжану Жумабаеву, Петропавловск занимает, пожалуй, особое место. Именно здесь прошла большая часть его жизни, здесь создавались его замечательные произведения, прославившие поэта на весь мир, здесь он испытал все тяготы гонений и унижений и большую любовь, которой мы и обязаны появлению на свет стихов Жумабаева.
Красавец мужчина
Красивый, образованный молодой мужчина, Жумабаев был любимцем женщин. И они становились для него вдохновением к созданию многих прекрасных стихотворений о любви, которыми были очарованы его современники. Ведь недаром Жумабаев считается мастером интимной лирики. В его жизни было немало женщин, но лишь одна была и его спасительницей, и хранителем его запрещенных стихов и вечной возлюбленной…
После окончания весной 1917 года учительской семинарии в Омске Жумабаев вернулся в Петропавловск. Вскоре у него вспыхнул роман с богатой родовитой горожанкой красавицей Зейнеп, и пылкий Жумабаев послал в ее дом сватов.
Мать невесты Кадиша была родной племянницей Шокана Уалиханова. Свадьба была пышной, но счастье молодоженов было очень недолгим: в начале февраля 1919 года Зейнеп умирает во время родов. Магжан стал отцом-одиночкой. Однако и новорожденный сын Азамат прожил меньше года…
В это время Жумабаев связал свою жизнь с опальным движением «Алаш-Орда». 4 апреля 1919 года ВЦИК объявил амнистию всем «заблуждавшимся», а правительство «Алаш-Орды» было распущено. Это открывало дорогу сотрудничеству с Советской властью всем «бывшим», в том числе и поэту. Летом 1920 года Магжан Жумабаев назначается заведующим курсами по подготовке учителей казахских школ в г. Петропавловске, здесь же, на курсах, он преподает педагогику, казахский язык и казахскую литературу. Горе подзабылось, и молодой Магжан снова влюбляется, познакомившись с петропавловской учительницей Гульсим Камаловой (по мужу Акчуриной). Выпускница бывшего Санкт-Петербургского института благородных девиц, красавица Гульсим, ставшая в Петропавловске преподавателем математики, поразила сердце Магжана, равно как и сама она была поражена его любовью. Окрыленный поэт пишет прекраснейшие из прекрасных своих стихотворений, посвященные любимой: «Гульсим ханым», «Ожил», «Расставание», «Целуй же, милая».
Патриот
Тем временем неравнодушный к судьбе народа, он старается выразить в стихах и эти свои переживания. Создает поэму «Сказка» о сыне Кенесары Касымова батыре Сыздыке, а несколько позже, пользуясь своим положением редактора, публикует ее на страницах газеты «Бостандык туы». В публикации ревностные сторонники марксизма-ленинизма увидели «националиста», «защитника байства», «противника Советской власти» и Жумабаев был отстранен от должности редактора, работы на курсах и преподавательской деятельности. Но оставаться на обочине жизни он не собирался…
В установлении полных биографических сведений о Магжане вообще и его жизни и деятельности в Петропавловске в частности определенное место занимают документы областного госархива. Именно архивистам удалось установить тот факт, что весной и летом 1922 года Магжан работал в Акмолинской Чрезвычайной Комиссии помощи голодающим в должности заместителя ее председателя.
Поэт не мог остаться в стороне от первостепенной проблемы того времени: спасение местного казахского населения от голода, одной из причин которого была братоубийственная Гражданская война. Действуя в начале при Акмолинском губернском комитете РКП (б), а затем при губисполкоме, комиссия занималась сбором пожертвований, отчислениями в помощь голодающим, беспризорным детям. Ее деятельность распространилась на всю Акмолинскую губернию (центр — г. Петропавловск).
Архивные документы позволяют утверждать, что Магжан Жумабаев не засиживался подолгу в кабинете, а всегда был в гуще народа, использовал все возможное и невозможное, чтобы поменьше было горя, слез умирающих от голода детей и инвалидов.
Судя по мандату, Магжан был командирован в губернские уезды 1 июля 1922 года. В этом документе, который до сих пор хранится в фондах североказахстанского архива, значится: «Мандат. Предъявитель сего — заместитель председателя Акмолинской губернской Чрезвычайной Комиссии помощи голодающим Жумабаев Магжан Бекенович командируется в Петропавловский и Кокчетавский уезды для усиления работы по оказанию помощи голодающим».
Членам комиссии Акмолгубкомпомгола предоставлялись большие права: «… советские и общественные управления призываются оказывать, (такому-то) содействие к беспрепятственному разъезду его в районе и проведению в жизнь тех задач, которые возложены на него по борьбе с голодом». Кроме того, все «помголовцы» имели оружие, но Магжан ни разу не воспользовался «предметом устрашения». Слово и действенная агитация были его аргументами при достижении целей. Будучи в командировке целый месяц, Магжан одновременно с выполнением порученного ему задания по линии ЧК Помгола занимался сбором материалов о жизни и творчестве знаменитого певца и композитора Акана сери Карымсака, которому посвятил научную статью. В этот период времени Магжан написал поэму «На кручах Окжетпеса» (легенду о Кенесары Касымове), и в этот же момент в его судьбе появилась самая главная женщина в его жизни…
Ее звали Зулейха
Ее имя по праву можно поставить в ряд с женами декабристов, но при этом стоит учесть, что она не просто разделила судьбу своего возлюбленного, но изо всех сил боролась за него… Зулейха Жалтырова недавно вернулась из Харбина, куда занесло ее семью лихолетье Гражданской войны. Об их встрече почти ничего не известно. Ясно лишь одно, это был удивительный роман, захвативший их сразу и целиком.
Поженившись, Магжан и Зулейха уехали в Оренбург, затем в Москву, Ташкент, где Жумабаев преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока и лишь в 1927 году вернулись в Петропавловск.
По воспоминаниям бывшего студента педтехникума Умирбая Ибраева, который в 1927-1929 гг. был хорошо знаком со своим преподавателем, «Он (Магжан) приходил в школу всегда аккуратно одетым, летом ходил в шляпе, зимой — в шапке. В руках держал красивую тросточку, сам Магжан был очень красивым джигитом».
Магжан действительно был красив во всем — в жизни, в творчестве. И в отношениях с людьми…
Он обладал также красивым почерком: несколько документов, хранящихся в областном Госархиве, характеризуют его как делового и аккуратного человекам.
В этот же период времени Магжан вольно или невольно переходит на позиции «убежденного сторонника марксизма-ленинизма».
Оставив в стороне лирику, он публикует в республиканской газете «Енбекші казак» («Трудовой казах») поэму «Девяносто-большинство», в которой заявляет о своей приверженности идеям «народного большинства». В целом, стихотворения, написанные им в этот период, несут дух «партийности и классовой принципиальности». Однако власти восприняли новое направление в творчестве Магжана как «маневр» и «приспособленчество».
В начале июля 1929 года, припомнив сотрудничество с «Алаш-Ордой», «ошибки» более чем десятилетней давности, Магжана подвергают аресту.
Его отправляют сначала в Алма-Ату, а затем в московскую «Бутырку». Вскоре он был осужден на 10 лет и направлен на строительство Беломорканала, где мог бы погибнуть как тысячи зеков со всей страны…
На родине о творчестве поэта настоятельно рекомендовалось забыть.
В Государственном архиве имеется такой любопытный документ, как циркулярное письмо КирЛИТО Акмолинскому органу цензуры: «По имеющимся сведениям … в обращении имеется сборник стихотворений на киргизском языке (казахском — М.М.) Магжана Жумабаева издания Тургосиздата от 23 года, разрешение ТуркЛИТО № 29. В отношении такового издания примите решительные меры по изъятию из обращения. Изъятые экземпляры храните до особого распоряжения».
Такие «циркуляры», безусловно, способствовали травле поэта, а после 1929 года, когда Магжан был арестован, вообще вряд ли могло последовать обещанное «особое распоряжение».
Жена Магжана, простая казахская женщина не стала сидеть сложа руки. Она обивала пороги местного начальства, доказывая невиновность мужа, писала прошения и жалобы. После такого убийственного ярлыка, как «виднейший контрреволюционер», было трудно рассчитывать на помилование. И, тем не менее, благодаря многочисленным хлопотам верной жены и друга Магжана Зулейхи, удалось добиться освобождения. Не один кабинет московских чиновников прошла одержимая женщина, почти полностью ушли на поездки и хлопоты фамильные драгоценности. К счастью для Зулейхи и Магжана, сам Максим Горький и его жена Е.П. Пешкова подключились к хлопотам перед высшими чинами НКВД. Поэт был досрочно освобожден и в июне 1936 года вернулся в Петропавловск.
Однако недолго длилась светлая полоса жизни нашего земляка. В начале 1937 года, исходя из «повторных проверок», проводимых органами НКВД, Магжан отстраняется от преподавательской работы.
Японский шпион Жумабаев
Оставшись не у дел в родном городе, ставшем чужим и враждебным, Магжан вместе со своей верной супругой Зулейхой выезжает в Алма-Ату в надежде обустроиться и получить работу. Однако набравший силу маховик репрессий со всей силой обрушился на Жумабаева. В конце декабря он вновь был арестован. Для обвинения против великого поэта, ему приписали новое смертельное обвинение — «японский шпион».
19 марта 1938 года Магжан был расстрелян.
После расстрела Зулейха была обречена на судьбу «жены врага народа». И только неослабевающая любовь к мужу не позволила ей опустить руки и сдаться. Тетради с записями стихов Магжана, его письма и черновики она тайно хранила в корзинке на чердаке. Когда в 1960-м Жумабаева реабилитировали, и с нее был снят позорный ярлык, она с новыми силами стала работать над тем, чтобы стихи ее мужа дошли до читателя. Но еще долгих 28 лет жила Зулейха ожиданием того времени, когда, наконец, будут опубликованы произведения Магжана…
Полвека творчество казахского поэта Магжана Жумабаева было закрытым и неизвестным, даже имя поэта запрещалось произносить. Лишь верная Зулейха, рискуя жизнью, тайно хранила стихи своего Магжана.
Она дожила до конца 1988 года, когда поэт был полностью и окончательно реабилитирован, и в журнале «Дружба народов» впервые появились его стихи. А первый поэтический сборник был издан в Алма-Ате в 1989 году, затем последовали и другие издания его произведений. И, казалось бы, забытый навсегда Жумабаев, силой любви, не знающей никаких преград, предстал перед своим народом…
Материал подготовлен при содействии Михаил Мелехина, зав.отделом использования и публикации документов ГАСКО.
Рисунок с сайта www.ounbjumabaev.narod.ru