Историк восстановил справедливость: Знамя Победы у входа над рейхстагом водрузил казах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Историк восстановил справедливость: Знамя Победы у входа над рейхстагом водрузил казах

Историк восстановил справедливость: Знамя Победы у входа над рейхстагом водрузил казах

30 апреля исполняется 75 лет, как над рейхстагом было водружено Знамя Победы.

  • 30 Апреля 2020
  • 46092
Фото - Caravan.kz

Долгое время считалось, что это сделали 1 мая военнослужащие Красной Армии Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Однако 7 мая 2005 года казахстанский историк Болат Асанов добился восстановления исторической справедливости, обратившись с письмом к Верховному главнокомандующему Вооруженными силами России Владимиру Путину о водружении над рейхстагом боевого знамени казахстанцем Рахимжаном Кошкарбаевым. Институт военной истории министерства обороны России официально подтвердил данный факт. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с Болатом Каришаловичем и из первых уст узнал подробности этой сенсации.

— Изначально откуда у вас появилась информация, что это сделал Рахимжан Кошкарбаев?

Как и всякий другой советский школьник, я знал, что одними из первых знамя над рейхстагом водрузили лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и красноармеец Григорий Булатов. И об этом писали не только в школьных учебниках. Возьмите, например, хрестоматийную «Историю Второй мировой войны. 1939-1945 гг.».

Какими источниками вы пользовались, когда работали над восстановлением исторической справедливости, и кто вам помогал?

— Статья в газете «Воин Родины» 150-й дивизии от 3 мая 1945 года не оставляла никаких сомнений на этот счет: «Они отличились в бою»: «Родина с глубоким уважением произносит имена героев. Советские богатыри, лучшие сыновья народа. Об их выдающемся подвиге напишут книги, сложат песни. Над цитаделью гитлеризма они водрузили Знамя Победы. Запомним имена храбрецов: лейтенант Рахимжан Кошкарбаев, красноармеец Григорий Булатов. Плечом к плечу вместе с ними сражались другие славные воины: Провоторов, Лысенко, Орешко, Почковский, Бреховецкий, Сорокин. Родина никогда не забудет их подвига. СЛАВА ГЕРОЯМ!». Борис Горбатов, военный корреспондент газеты «Правда», позже, в 1948 году, напишет в «Литературной газете»: «В самом деле, пора уже перестать сравнивать воинов нашей армии с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический настрой, иные образы, иная поэзия».

Василий Субботин, писатель-фронтовик, очевидец подвига, не мог смириться с переписыванием истории и боролся за правду о водружении знамени, за своих боевых товарищей Рахимжана и Григория до самой смерти. А боль и горечь в письмах Григория Булатова Кошкарбаеву… Герой Советского Союза И. Клочков в своей книге «Мы штурмовали рейхстаг» (Л.,1986 г.) писал: «Лейтенант Р. Кошкарбаев первым прикрепил к колонне красный флажок». Главным в этом деле для меня было решиться на то, чтобы обратиться к Верховному главнокомандующему Вооруженными силами России В.В. Путину с просьбой о восстановлении исторической справедливости в отношении лейтенанта Кошкарбаева и рядового Григория Булатова, первыми водрузившими Знамя Победы над рейхстагом. И в этом меня поддержал мой товарищ Виталий Васильевич Семенихин, не специалист, не историк, не краевед, а просто неравнодушный человек, услышавший меня и подписавшийся вместе со мной под текстом телеграммы. Здесь нужно отметить, что обращения в Москву от ветеранов войны, общественности республики, а также от ЦК Компартии Казахстана поступали начиная с 1950 года.

— Не чинили ли вам препятствия в этом, ведь, по сути, вы перевернули один из важнейших исторических фактов?

Нет, не чинили. Но в данном деле есть еще нерешенные вопросы. Например, до сих пор ни Кошкарбаев, ни Булатов не получили Звезды Героя России. Не совсем понятно также и то, что в панораме «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», что расположена в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, есть фигура Григория Булатова, фигуры членов группы лейтенанта Сорокина, и в то же время восковая фигура лейтенанта Кошкарбаева отсутствует. Можно вспомнить, что сами сорокинцы говорили о водружении Знамени. Так, например, в статье Виктора Провоторова от 8 мая 1946 года «Знамя над рейхстагом» прямо сказано: «Чутьем мы нащупали вход на крышу, где над колоннами фасада стояли фигуры вздыбленных коней. Рахимжан Кошкарбаев подсадил юного разведчика Григория Булатова на одного из бронзовых коней, и он к шее статуи привязал развевающееся полотно Красного Знамени. Красноармейское знамя над рейхстагом водружено! Это увидели пехотинцы, залегшие у входов на Королевскую площадь, и с криками «ура» рванулись вперед». До конца своих дней Герой Советского Союза Иван Лысенко помнил о подвиге Кошкарбаева и Григория Булатова, о чем говорил в своих интервью, в том числе и Людмиле Михайловне Тимшиной, энтузиасту из города Слободского Кировской области, родных мест Григория Петровича Булатова, человеку совестливому и переживающему, ведущему на протяжении многих лет борьбу за признание подвига своего земляка.

— Как долго вы искали подтверждение своей версии?

— В моем случае недолго. С получением письма из Института военной истории МО РФ. А оно пришло ко мне уже летом того же 2005 года.

— Чувствуете ли вы себя героем после такого сенсационного открытия?

— 7 мая 2007 года, а именно в этот день я сдал оригинал письма Института военной истории МО РФ на хранение в Центральный музей РК, мне особенно памятно. Торжественно, с участием в том числе ветеранов войны. После чего информационное пространство нашей страны было в течение всего мая заполнено этой новостью.

Наконец, зачем вам это было все нужно?

— Вызовы нашего времени показывают, что чем дальше уходит от нас лихолетье последней мировой войны, тем меньше люди сознают его ужасы. В этом случае историческая память выступает в качестве антивоенной профилактики. Поэтому сейчас я намерен попытаться раскрыть тему уже языком и посредством кинематографа, сосредоточившись на создании художественного фильма о подвиге Кошкарбаева и Булатова по мотивам моего рассказа «30 апреля». Ведь установка Ильича: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — остается актуальной и поныне, и, похоже, актуальнее, чем когда-либо.