История должна помогать казахстанцам объединяться, - профессор КБТУ Каиржан Абдыхалыков. - Караван
  • $ 505.15
  • 550.31
-1 °C
Алматы
2025 Год
17 Марта
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
История должна помогать казахстанцам объединяться, - профессор КБТУ Каиржан Абдыхалыков.

История должна помогать казахстанцам объединяться, - профессор КБТУ Каиржан Абдыхалыков.

Имена наших знаменитых предков, сыгравших действительно особую роль в истории страны, уже присвоены многим улицам и населённым пунктам. Настало время остановиться и более разборчиво подойти к увековечиванию памяти деятелей прошлого.

  • 16 Марта
  • 23
Акорда

В названиях городов и улиц должна отражаться сама история нашего народа. Об этом заявил Президент Казахстана на IV заседании Национального курултая. О тонкостях изучения исторического наследия страны и предстоящих преобразованиях, направленных на усиление роли РК в глобальном мире – в интервью с председателем Гражданского Альянса г. Алматы, членом Общественного совета города Каиржаном Абдыхалыковым. 

Каиржан Саясатович, как можно прокомментировать слова Президента о необходимости изучения истории страны в контексте цивилизационной парадигмы?

Изучение истории — сложный и порой опасный процесс, потому что у каждой стороны есть своя интерпретация. Даже внутри общества не всегда есть консенсус по историческим вопросам. Например, тема сталинских репрессий 1937–1938 годов до сих пор вызывает споры. Абсолютное большинство считает, что это неправильно, но есть и те, кто считает, что так и должно было быть. Если сейчас мы откроем архивы, и потомки увидят, как в то время взаимодействовали их предки, я не думаю, что всё будет прекрасно и «в розовых очках». Конечно, тоже было тяжело, все мы понимаем, что были доносы. И не очень это хорошо отразится на единстве. Так что такого рода исторические периоды у нас есть, и мы должны крайне аккуратно описывать их, особенно в школьной и университетской программах.  

Есть и другие примеры. В этом году мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Казахстан внёс огромный вклад в эту победу: более миллиона человек ушли на фронт, 600 тысяч погибли. Это больше, чем совокупные потери Великобритании и США за всю Вторую мировую. Наши герои должны быть в центре внимания, мы о них говорим, это важно. Потому что такие объединяющие моменты важны для нации.

Считаю, что история должна помогать всем нашим гражданам объединяться на современном этапе. Я думаю, что глава государства имел это в виду, говоря о том, что мы должны какие-то вопросы исторического наследия пересмотреть именно с позиции систематизации и правдивости того или иного факта. Повторюсь, история Казахстана должна рассматриваться как часть Всемирной глобальной истории. Исходя из этого, мы должны понимать какова роль номадов, культуры наших предков, какова роль Великого шёлкового пути для определённой эпохи, а это очень была мощная роль. И всё это нужно правильно преподносить в первую очередь с позиции национальных интересов страны, не забывая о том, что Казахстан является частью глобального мира.

Нужно строго блюсти принцип исторической справедливости, резюмировал К. Токаев, высказываясь о наведении порядка в вопросах ономастики. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт.

За годы независимости много было изменений в названиях городов, населённых пунктов и улиц Казахстана. Однако в последнее время мы видим, что такого рода переименования имеют хаотичные порядок, это не совсем правильно. Во-первых, при изменении названий мы должны исходить из национальных интересов страны. Во-вторых, важно опираться на историческое наследие, на исторические фигуры, которые благоприятно повлияли на развитие страны в прошлом. Потому что есть фигуры, в отношении которых до сих пор ведутся споры. Это тоже нужно это понимать. И, конечно же, нужно учитывать географические особенности. Если уже есть названия рек, озёр или того места, где расположен населённый пункт исторически, то пусть остаётся, зачем менять?! Очень чётко обозначил глава государства, что мы должны правильно расставлять приоритеты – что для нас важно просто переименовать ради переименования или переименовать в угоду чьих-то, будем так говорить, непонятных политических целей? Но это же неправильно, не системный подход. Системный подход – это когда мы исходим из интересов конкретного региона, населённого пункта или всей страны. И, конечно же, переименования должны быть обусловлены ярким желанием большинства жителей этого населенного пункта, а не тех, кто живёт за сотни и тысячи километров от него, и считает в угоду своих непонятных целей, что этот населенный пункт должен быть переименован.

Какие инициативы Касым-Жомарта Токаева, по Вашему мнению, направлены на создание новых точек экономического роста регионов и устранение дисбалансов в их развитии?

Мы все знаем, что три года назад были созданы новые области. Очень правильно заметил глава государства, что Правительство должно контролировать процессы развития регионов, помогать, потому что это совершенно новые территориальные объединения. Внутри них есть районы, которые, возможно, пока не полностью интегрированы друг с другом в определённых отраслях. Очень важно, чтобы в каждой области были прорывные проекты, направленные на динамичное развитие региона, создание рабочих мест и снижение миграционного дисбаланса. Мы понимаем, что в стране остаётся проблема внутренней миграции: наблюдается сильный перекос населения в южных и восточных регионах, тогда как в северных областях людей гораздо меньше, и этот процесс продолжается. Конечно, государство не может принудительно регулировать миграцию — каждый человек свободен выбирать, где жить и работать. Однако Правительство и в первую очередь региональные власти должны управлять этим процессом, создавая новые рабочие места и производства, улучшая условия жизни в своих областях.

Помимо отдельных прорывных инициатив, в стране реализуется и крупный логистический проект, ведь Казахстан является транспортно-логистическим хабом на глобальном уровне. Президент предложил строительство новой дороги от Астаны к Каспию — такой дороги у нас пока нет, и её создание может придать динамику развитию тургайского региона. В советское время там существовала Тургайская область, но из-за низкого уровня производства и слабых сельскохозяйственных связей её объединили с другими регионами. Однако это не значит, что такие населённые пункты, как Аркалык и Иргиз, не должны развиваться. Президент подчеркнул, что там необходим аэропорт. Любые инфраструктурные проекты — строительство дорог, электростанций — дают мощный импульс развитию, создают рабочие места. Благодаря этому даже те регионы, которые сейчас переживают не лучшее время, смогут динамично развиваться. Запуск новых заводов потребует квалифицированных специалистов, поэтому вузы и колледжи должны готовить кадры по инженерно-техническим и логистическим профессиям, чтобы удовлетворить спрос на национальные кадры.

Глава государства заявил о создании в Казахстане Агентства по ядерной энергетике. В чём важность реализации инициативы?

С 2023 года в стране шли публичные обсуждения строительства атомной электростанции, которые в итоге привели к референдуму в октябре прошлого года. Большинство граждан поддержали инициативу Президента и Правительства о строительстве АЭС. Я сам входил в штаб г. Алматы по разъяснению необходимости этого проекта и знаю, что уже тогда специалисты отмечали: одной атомной станции будет недостаточно. Первая АЭС, которая будет построена к 2035 году, лишь решит проблему текущего дефицита электроэнергии. А представьте, каким будет спрос на электричество через 11 лет! Запускаются новые производства, приходят инвесторы, но они не станут вкладываться в регионы, где нет стабильного энергоснабжения. Даже строительство дорог требует электроэнергии, и она должна быть недорогой, системной и бесперебойной. Кроме того, важно учитывать экологические аспекты. Мировой опыт показывает, что атомные электростанции считаются более экологически чистыми с точки зрения выбросов. Однако ключевую роль играет грамотный менеджмент, прозрачность всех процессов. Создание Агентства по ядерной энергетике необходимо для систематизации работы и координации специалистов, задействованных в строительстве, энергетике, сбыте и других направлениях. Это позволит обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии и повысить эффективность проектов. С учётом того, что планируется строительство сразу нескольких АЭС, создание такого агентства — абсолютно правильное решение.

Особое внимание на Национальном курултае Президент уделил вопросам налогообложения. Что думаете Вы о реформе в этой сфере?

Сейчас происходит формирование нового Налогового кодекса, идут обсуждения, и на заседании Национального курултая глава государства ещё раз подчеркнул этот момент. Потому что на данном этапе для общества это очень животрепещущий вопрос. Касым-Жомарт Токаев чётко сказал, что есть проблема, есть теневые моменты — важно вывести из тени бизнес, чтобы он работал открыто. Ведь когда тот или иной бизнес находится в тени, это не только неуплата налогов государству, но и уклонение от налогов, а значит, скорее всего, они не платят правильно налоги за своих работников. Это может быть и “чёрная” касса, и зарплаты в конвертах, которых уже 20 лет как нет на официальном уровне в нашей стране. Очень важно, чтобы все казахстанцы понимали необходимость налоговой реформы с этой точки зрения.

Как Вы считаете, в чём особенность четвёртого заседания Курултая?

Каждый курултай уникален. На четвёртом заседании большое внимание уделили вопросам цифровизации, криптовалют, майнинга — это сегодня глобальный тренд. Мы видим, что новая администрация США также активно занимается этим направлением. За цифровыми технологиями будущее, особенно с учётом внедрения искусственного интеллекта.

Затрагивались и идеологические вопросы. Ранее на курултаях обсуждали роль интеллигенции, историческое наследие. В этот раз особое внимание уделили развитию театров, современного искусства, а также роли Казахстана во Всемирном культурном наследии. Президент подчеркнул, что важно не только сохранять нашу культуру, но и демонстрировать миру, какой вклад Казахстан внёс в мировую цивилизацию. Это был один из ключевых посылов, который ранее на курултаях не звучал.

Впервые было сказано о том, что нам нужен мощный документ, скорее всего, в виде концепции. Я знаю, что уже проект Концепции внутренней политики разработан, где были бы выделены какие-то направления, взаимозависящие ценности, которые бы объединяли нашу нацию, показывали наше культурное наследие, современность и показывали, каким образом мы можем развиваться с позиции именно национальной идеологии.

Почему так важна реализация Концепции внутренней политики?

Важность обусловлена тем, что в любом случае все наши экономические и политические преобразования, изменения, которые происходят в обществе и в культуре должны быть на основе какого-то базиса. Этим фундаментом, аксиомой, скорее всего, должна быть наша национальная идеология. Но на данном этапе речь идёт о более широком понятии, это не просто какие-то отдельные идеологемы. Это, скорее всего, образ мышления нашей нации, историческое наследие, понимание современного этапа национальных интересов, которые сегодня актуальны, а также прогноз на будущее, включая инновации, в частности внедрение искусственного интеллекта. С каждым годом искусственный интеллект всё больше входит в нашу жизнь, становясь частью идеологии. И мы должны широкое понимание идеологии применить, ввиду этого, скорее всего, и был назван проект, разработанный рядом экспертов, Концепция внутренней политики, где не только вопросы идеологии в узком значении, но и в широком значении затрагивается фактически вся жизнедеятельность наших граждан. Это включает традиции, понимание текущего момента, экономические и политические приоритеты, а также базовые элементы, которые могут быть востребованы в будущем. Для этого нам нужна систематизация, которая должна быть заложена каким-то документом. Концепция — это основная мысль, так скажем, маяк, который будет освещать нам путь, дальше под концепцию должны разрабатываться другие документы на местном и республиканском уровнях. Изменения, возможно, могут претерпеть какие-то законы, в том числе конституционные. Тем более, что во многих законах, в том же законе «Об образовании», «О культуре», уже заложено очень многое в рамках развития национальной идеологии, просто нужно всё это объединить, систематизировать и сделать как основу для понимания того, что мы сейчас имеем, провести анализ, и понять, что мы хотим через 5, 10, 20, 50 лет. Такая долгосрочная стратегия развития очень важна. Надеюсь, что если данная концепция будет принята, она будет направлена на стратегические цели как минимум на 10-15 лет.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что необходимо чётко понимать с каким багажом РК подойдёт к 40-летию независимости. Можно ли этот месседж расценивать как некое переосмысление роли Казахстана в мире?

Я думаю, что да. Мы сегодня должны рассматривать вопросы исторического наследия не узко, а в глобальном масштабе. Какова была роль Казахстана и казахов в истории последние сто лет, в ранние века? Мы не должны рассматривать это только с позиции каких-то наших убеждений, мы должны смотреть глобально, что было на территории Евразии, какие другие были народы, как мы взаимодействовали. И практически под таким же лекалом это всё можно перенести на современный этап. Казахстан не может оставаться изолированным, это очень опасно. Мы должны быть частью глобального мирового сообщества. И вот те инициативы, которые продвигает наша страна по устойчивому развитию, по энергетике и т. д., это ещё раз показывают, что мы стабильно настроены на будущее и на то, что мы часть большого глобального мира, мы тоже вносим вклад. Мы должны помнить о прошлом, должны рассказывать другим народам о наших достижениях и показывать, что мы можем на данном этапе внести в региональное, субрегиональное и глобальное развитие.

Каждая страна сейчас в глобальном мире вносит какую-то ценность, и вот эта ценностная составляющая у Казахстана должна быть в обязательном порядке. Буквально недавно было решение о создании Центра целей устойчивого развития для стран Центральной Азии и Афганистана в городе Алматы. Это идея нашего Президента, ещё с 2019 года он об этом говорил, в 2023 году на 78-й сессии Ассамблеи ООН Касым-Жомарт Токаев также об этом заявил, и вот менее чем за два года большинство стран-участников, членов Организации Объединённых Наций подтвердили, что они согласны на то, чтобы такой региональный центр располагался именно в Казахстане. Это большое достижение нашей дипломатии. И это как раз одна из современных побед внешней политики и показатель авторитета Казахстана.