Историческое событие – эксперт о соглашении Казахстана, Азербайджана и Узбекистана на COP 29 - Караван
  • $ 493.85
  • 519.04
-7 °C
Алматы
2024 Год
14 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Историческое событие – эксперт о соглашении Казахстана, Азербайджана и Узбекистана на COP 29

Историческое событие – эксперт о соглашении Казахстана, Азербайджана и Узбекистана на COP 29

На полях климатической конференцииCOP 29 в Баку президенты Казахстана, Азербайджана и Узбекистана подписали стратегическое соглашение об интеграции энергетических систем трех стран.

  • 14 Ноября
  • 27
Акорда

Политолог, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов высказал мнение о значении и перспективах энергетического альянса, а также какую роль играет Казахстан в глобальном переходе к низкоуглеродному будущему, пишет Caravan.kz

На климатической конференции COP29 в Баку ожидается принятие 60 решений. Какие ключевые вопросы повестки и инициативы вы можете отметить? Какие у вас ожидания от итогов этого климатического саммита?

— Это один из самых больших саммитов в мире, который иногда сравнивают с Генеральной Ассамблеей ООН. Можно отметить, что на этом саммите даже больше противоречий, чем на Генеральной Ассамблее, потому что климатическая повестка разделила мир не то, чтобы на группы и регионы, но и у каждой страны есть своя собственная позиция, которая отличается от всех других.

Такие саммиты важны с точки зрения обсуждения климатических тем, но процесс принятия решения всегда или затягивается, или же становится невозможным. А если даже решения принимаются, то их реализация сталкивается с препятствиями по выделению финансирования. Такая ситуация сложилась за последние три года. Главной инициативой Бакинского саммита должно стать формирование фонда, который будут финансировать развитые страны для помощи развивающимся государствам. И также должны сформироваться институты, которые будут распределять эти финансы, потому что обладание финансами еще не решает вопросов доступности к технологиям, которыми также обладают развитые страны, и не всегда они желают делиться этими технологиями. Складывается такая противоречивая ситуация, в рамках которой развивается весь этот процесс, поэтому итоги этого саммита, скорее всего, растянутся на весь следующий год. Главное, что прошли очень бурные и активные обсуждения, и в рамках «тройки» — Объединенных Арабских Эмиратов, принимавших прошлогодний саммит, Азербайджана и Бразилии, которая будет принимать COP в следующем году — мы надеемся, что будут достигнуты конкретные решения уже в течение следующего года.

— Накануне президент Казахстана выступил на пленарной сессии саммита СОР 29. Какие климатические и экологические инициативы Токаева, на ваш взгляд, подтверждают приверженность Казахстана продвижению «зелёной» повестки?

— Президент Казахстана Касым–Жомарт Токаев принял активное участие на COP 29, его выступление запомнилось участникам. Оно относилось и к глобальной тематике, и к региональной, были обозначены цели Казахстана, а также обозначена позиция Казахстана в отношении широкого круга вопросов климатической повестки.

Президент Токаев в своем выступлении отметил инициативы, которые реализуются в рамках Казахстана, в том числе тема 2060-го года – быть углеродно-нейтральной страной.

Касым-Жомарт Токаев отметил то, что выделяет Казахстан среди всех других, – это огромные территории, которые могут быть использованы для сельского хозяйства, но для этого нужны соответствующие современные технологии, чтобы это все было в рамках стандартов «зеленого» сельского хозяйства.

Наряду с этим было отмечено, что весь регион Центральной Азии выделяет меньше 1% загрязнений. Однако у региона есть свои собственные проблемы, и изменение климата очень сильно влияет на него: это и увеличение количества осадков, и другие природные аномалии, которые в последнее время приносят огромный ущерб экономикам стран региона и Казахстана, в частности.

Позиция Казахстана солидарна с позицией развивающихся стран, которые ощущают себя неразрывной частью всеобъемлющего процесса развития и соответственно выступают за солидарность стран мира в том, чтобы климатические изменения можно было бы корректировать со стороны государств, реализовывать совместную политику в направлении того, чтобы не сталкиваться с еще большими катаклизмами, которые влекут и человеческие жертвы, и разрушение инфраструктуры.

— Какую роль Казахстана в глобальном переходе к низкоуглеродному будущему вы видите?

— В выступлении президента Казахстана было отдельно подчеркнуто, что страна обеспечивает 43% поставок урана в мире – это тоже заметная роль в энергетическом переходе. Правда, ядерная энергетика подвергается критике, но имеем, что имеем. Наряду с этим следует понимать, что регион Центральной Азии и Казахстан, в частности, имеет огромный потенциал: это и ветроэнергетика, и солнечная энергетика, и рациональное распределение водных ресурсов. Это все очень важные элементы, которые выделяют позицию Казахстана как ответственного партнера в международном сообществе.

— Почему для наших стран — Казахстана и Азербайджана — важно участвовать в формировании глобальной повестки, в том числе климатической?

— Важность заключается в том, что наши лидеры берут на себя ответственность по региональным и глобальным процессам. Мы должны понимать, что так называемые сверхдержавы, их противоречия и их политика, привели к тому, что возрастает количество конфликтов, появляются новые, не урегулируются старые, наоборот, они вспыхивают с новой силой. Становятся глубокимипротиворечия даже по таким темам, как климатическая тема.

Азербайджан ощущает со стороны Казахстана поддержку тех инициатив на COP 29, которые он выдвигает. Это очень важно, чтобы малые и средние государства выступали с единых и солидарных позиций. Так или иначе, климатическая повестка – не единственная глобальная повестка, которая сейчас обсуждается. Я думаю, что те противоречия, которые есть именно в этой повестке, они также демонстрируют кризис международной системы управления и международной системы безопасности. И президент Токаев говорил об этом очень часто: реформирование ООН становится уже не то, чтобы неизбежностью, время поджимает, чтобы сделать это здесь и сейчас. В этом отношении президент Казахстана обладает большим опытом работы в рамках ООН как заместителя генерального секретаря ООН, руководителя Женевского офиса. Как Азербайджан проявил лидерство по теме климатической безопасности, так президент Казахстана может проявить лидерство по теме реформирования ООН. Взаимная поддержка наших стран, а также консолидация усилий малых и средних государств может дать плоды в самом ближайшем будущем.

 — На полях климатической конференции президенты Казахстана, Азербайджана и Узбекистана подписали стратегическое соглашение об интеграции энергетических систем трех стран. Как вы оцениваете его значение и перспективы?

— Это историческое событие, потому что экономическое и транспортно-логистическое взаимодействие являются традиционными сферами сотрудничества наших стран. Здесь же мы имеем дело уже с объединением и интеграцией энергетических систем. И в рамках климатического саммита обсуждалась эта «зеленая» энергетика, и мы понимаем, что электроэнергия является главным движущим элементом во всей этой палитре источников энергии, которые сейчас наиболее актуальны.

Мы должны понимать, что главные потребители нефти и газа принимают решение о переходе на «зеленую» энергетику в ближайшие 10-15-20 лет, но сами не способны генерировать такое количество электроэнергии, соответственно им нужны поставщики этой электроэнергии. А ее трубами возить невозможно и на корабли не погрузишь в сжиженном состоянии, поэтому нужны интегративные линии передач.

Азербайджан уже полтора года как начал реализацию проекта электрического кабеля из Азербайджана в Грузию, дальше по дну Черного моря в Румынию и Венгрию на рынок Европейского союза. Но там рассчитанные мощности очень большие, поэтому создаваемая инфраструктура будет в дальнейшем служить и экспорту электроэнергии из Узбекистана и Казахстана на рынок Европейского союза. В этом состоит главная задача этой интеграции, чтобы вывести электрическую энергию, которая находится в избытке в регионе Центральной Азии, в частности в Узбекистане и в Казахстане, на рынок ЕС. Я думаю, что это реализуемая задача в перспективе ближайших 3-4 лет.