Свое мнение об этом изложил автор "Ритма Евразии" Сергей Смирнов.
По словам автора, с изменением политического строя возник спрос на «новое прочтение» истории в различных вариациях, но с абсолютно механической сменой знаков с плюса на минус. Смирнов также отметил, что уровень знания истории в обществе резко снижается. В книжных магазинах практически отсутствуют качественные книги по истории, имеющиеся носят конъюнктурно-пропагандистский характер: до войны, мол, республику морили голодом, после нее превратили в «сырьевой придаток центра». Цитируя одного из ведущих ученых-историков Казахстана Ж.Б. Абылхожина, Смирнов подчеркнул, что «историческая наука превратилась в проходной двор, через который браво маршируют дилетанты».
"Оставим за рамками статьи имперское прошлое и остановимся на более близком советском периоде. Да, советская власть наломала дров, но за короткий исторический период тем не менее вывела республику в ряды передовых стран мира с развитой промышленностью, многоотраслевым сельским хозяйством", — пишет он.
В качестве примера он приводит задание СОР-2 (суммативное оценивание за раздел) по всемирной истории для 8-го класса, где предлагается, используя имеющиеся знания, обсудить приводимый в задании фрагмент некоего анонимного исторического источника:
"Цитирую этот фрагмент: «Чтобы установить коммунизм в СССР, лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути, это был геноцид собственного народа», — пишет автор.
Далее автор делает акцент на том, "кого, составляя такие задания, намерено вырастить государство?".
"Нет ни слова о пришедшей на смену политике военного коммунизма и восстановившей свободную торговлю (в том числе и хлебом) новой экономической политике (НЭП), решение о переходе к которой было принято в марте 1921 года на Х съезде партии большевиков и юридически действовало до постановления о запрете частной торговли от 11 октября 1931 года. Умалчивается и то, что именно Ленину (как бы к нему ни относились) казахи обязаны появлением (декрет от 26 августа 1920 года) национальной автономии, которая позже была преобразована в союзную республику. Что на это может ответить сегодняшний мало читающий и потому легко ведущийся на популистские уловки школьник, когда на парте – учебники с недостоверными данными, в которых борьба казахского народа с «российским колониализмом» нередко простирается вплоть до развала СССР, а советская власть именуется устраивавшим геноцид «коммунистическим режимом»? Но что такое геноцид? Это действия, которые совершаются специально с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную группу людей. Однако не существует никаких документальных подтверждений того, что Ленин и Сталин (или кто-либо из их окружения) планировали этот голод и стремились уничтожить всех казахов. Голод в Казахстане – часть общесоюзного голода 1931-1933 годов, вызванного ошибками и просчетами в официальной политике «уничтожения кулачества как класса», ускоренной коллективизации и быстрого достижения кочевыми семьями оседлости, разрушавшими традиционное хозяйство", — пишет российский эксперт.
Также господин Смирнов обращает внимание на абсолютно негативную, по его словам, оценку «власти Ленина», на которую "скопом сваливают все: и последствия разрухи Первой мировой и Гражданской войны, и последующие ошибки с просчетами руководства страны, и даже неурожаи".
"Особенно пышным цветом фальсификации расцвели в «произведениях», эксплуатирующих заезженную на Украине тему голодомора. Первый после революции голод случился в Казахстане еще в 1920–1922 годах. Тогда пострадал не только Казахстан, голод охватил 35 губерний, среди них Самарскую, Саратовскую губернии, Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Приуралье. В Казахстане потери от голода оцениваются от 200 до 400 тысяч человек, что значительно меньше, чем в Поволжье или на Урале. Разруха и безвластие крайне затрудняли борьбу с голодом, тем не менее было организовано общественное питание для голодающих через столовые и питпункты.
Сам факт голода, ставшего общей трагедией миллионов граждан огромной страны, никто не отрицает. Но его трактовка как целенаправленного геноцида казахов является откровенной ложью. Жертвами голода были и десятки тысяч сосланных спецпереселенцев – русских, украинцев, немцев, корейцев", — продолжил он.
В заключение следует привести мнение другого российского историка — Станислава Притчина, который отметил, что одним из самых острых камней преткновения в новых условиях является история. Казахстанское общество, по его словам, именно в пересмотре и реконструкции своей истории ищет опору для укрепления национального самосознания. Растет общественный запрос на популяризацию только тех периодов и сценариев, которые отвечают интересам укрепления роли казахского этноса. Как следствие, периоды совместного проживания казахстанского и российского народов в одном государстве, а это более 200 лет совместной истории, как правило, рассматриваются как негативно сказавшиеся на развитии страны, и наоборот, любые сценарии борьбы за независимость воспринимаются как наиболее важные для нее.
При этом совместная работа архивных служб двух стран, взаимодействие профессиональных историков, увы, никак не влияет на общественный дискурс в Казахстане, так как компетентный, с опорой на источники совместный труд не является аргументом в эмоциональном споре про историю и идеологию, считает автор.