Что главнее?
– Сразу оговоримся: я не вправе давать оценку решениям тренерского штаба сборной страны – это будет некорректно с моей стороны, выскажу лишь свою точку зрения, – говорит Ислам. – На мой взгляд, для большинства сборных главный старт года – чемпионат мира. И я бы не променял 5 золотых наград Азиатских игр на одну медаль чемпионата мира. Даже на бронзовую. Но дело в том, что Международная федерация борьбы и Олимпийский совет Азии не нашли точек соприкосновения. В Ташкенте первенство мира завершится 14 сентября, а уже 19-го в Инчхоне стартует Азиада, где выступят все нынешние лидеры нашей сборной по вольной борьбе.
– Пытался посчитать, сколько раз вы участвовали в чемпионатах мира, но сбился со счета.
– Пять раз. Лучшим результатом стало 4-е место на чемпионате мира в Красноярске в 1997-м. По нынешним правилам, это была бы бронза. Тогда я прошел отличные сборы на Иссык-Куле и мог даже стать чемпионом, но готовился, не имея спарринг-партнеров. Это, к сожалению, сыграло свою роль.
– В отличие от первенства мира награды на Азиатских играх у вас есть.
– Это была бронза в 1994 году. А в 1998-м я выступал через боль, с травмой ноги, и стал четвертым.
Когда борец – скала
– На чемпионат мира поедете?
– Хотя у меня очень плотный график, уже купил билеты: приеду в Ташкент на два дня, встречусь с давними друзьями.
– У вас есть друзья из числа тех, с кем вы раньше были соперниками?
– Прекрасно общаюсь с Сагидом Муртазалиевым, с которым боролся в финале Олимпиады, с иранцем Расулом Хадемом и его братом, да со многими! У меня отличные отношения с Артуром Таймазовым из Узбекистана, хотя, когда он был в моем весе, мы только спарринговались. Но уже тогда было понятно: это – скала.
– На чемпионате мира в Ташкенте Таймазова будут чествовать как легенду. Заслуженно?
– Конечно! Он трехкратный олимпийский чемпион. Артур достиг такого выдающегося результата потому, что был профессионалом до мозга костей. Его брат, кстати, – олимпийский чемпион по тяжелой атлетике. И Артур поднимал штангу на уровне мастера спорта! Это великий борец.
Стоим на месте
– Пять лет назад вы, оценивая выступление на чемпионате мира сборной по вольной борьбе, сказали: бронза – это хорошо, но хочется большего. За пять лет большего мы добивались только однажды: в 2011-м.
– Это показатель того, что у нас есть традиции, но мы стоим на месте. Конечно, сейчас в федерацию пришло новое руководство и, как мне кажется, перемены произойдут. Но они должны быть и в тренерских методиках, и в экспериментах.
– Каких же?
– В этом году наблюдаю за уникальной ситуацией: серебряный призер Олимпиады в Пекине Таймураз Тигиев не выступит ни на чемпионате мира, ни на Азиатских играх. Я бы, к примеру, заявил его на первенство мира в весе до 120 кг и ждал бы от него медали.
– Откуда у вас такая уверенность?
– А вы вспомните прошлогодний чемпионат мира. В весе до 120 кг победил Хаджимурат Гацалов, который перешел из категории до 96 кг. Он взял тем, что был быстрее, техничнее своих соперников. К тому же не изнурял себя сгонкой веса и хорошо дышал. А Тигиев в своей карьере дважды побеждал Гацалова! Таймураз – профессионал, он мог бы прекрасно подготовиться и быть претендентом на награду в самом тяжелом весе.
– Многих удивило, что Акжурек Танатаров выступит как второй номер сборной в весе до 70 кг.
– Я бы пока не стал давать оценку нашему призеру Олимпиады. Для начала обладатель олимпийской медали – это штучный товар. Кто-то в новой весовой категории может адаптироваться быстро, другому на это требуется время. Надеюсь, Танатаров наберет хорошую форму и будет успешно выступать. Еще неплохо борется Артас Сана, но, на мой взгляд, в весе до 57 кг у него было бы больше шансов, чем в категории до 61 кг.
Не место для обкатки
– Какие цели должна ставить, на ваш взгляд, наша сборная на чемпионате мира?
– Завоевать как минимум одну медаль. Потому что опыта набираться надо на сборах, турнирах. А на чемпионат мира нужно ехать, имея за собой багаж выступлений на соревнованиях в Красноярске, Махачкале и многих других. Учиться нужно не на первенстве планеты – там необходимо биться с сильнейшими.
– Что нужно делать, чтобы не “сгореть” психологически?
– У каждого борца свой рецепт. Но то, что тренер не должен надолго оставлять спортсмена одного, – однозначно. Он может закрыться и “сгореть”. Я всегда брал на турниры книги, старался больше читать. Конечно, мысли вьются вокруг выступления, но они не назойливы, их можно отгонять чтением. Еще мой рецепт таков: есть возможность – спи! На Олимпиаде в Сиднее я спал, пока автобус ехал на соревнование. А потом перед полуфиналом лег и уснул! Меня разбудили за 30 минут до схватки. Борец-вольник Магомед Куруглиев сказал: “Нервы у тебя железные!”.
– А как реагировали на крики с трибун?
– Если честно, ничего не слышал. Но если вдруг шум от болельщиков прорывался, то всегда считал: это болеют за меня. Даже когда все было наоборот.
Состав сборной Казахстана на чемпионат мира
Вольная борьба: 57 кг – Шокан Шынгысов; 61 кг – Артас Сана; 65 кг – Саятбек Окасов; 70 кг – Акжурек Танатаров; 74 кг – Жигер Закиров; 86 кг – Аслан Кахидзе; 97 кг – Ермухамед Инкар;125 кг – Ержан Дуйсенбеков.
Женская борьба: 48 кг – Зульфия Яхъярова; 53 кг – Жулдыз Ишимова; 55 кг – Меруерт Дынбаева; 58 кг – Айжан Исмагулова; 60 кг – Джулия Сатымбекова; 63 кг – Ольга Калинина; 69 кг – Эльмира Сыздыкова; 75 кг – Гульмарал Еркебаева.
Греко-римская борьба: 59 кг – Ербол Коныратов; 66 кг – Айбек Енсеханов; 71 кг – Демеу Жадыраев; 75 кг – Рашид Кочиев; 80 кг – Даниял Гаджиев; 85 кг – Андрей Самохин; 98 кг – Жанарбек Кабдолов; 130 кг – Нурмахан Тыналиев.