Искусство видеть горы - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+15 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Искусство видеть горы

Искусство видеть горы

"Искусство - есть способ пережить деланье вещей, а сделанное в искусстве неважно", - заметил в свое время известный писатель Виктор Шкловский.

  • 10 Сентября 2007
  • 1796
Фото - Caravan.kz

Позволю не согласиться с этим, пусть и метким замечанием, потому что не все люди искусства способны создавать действительно бессмертные произведения, и не все произведения, достойные стать бессмертными становятся достоянием человечества. Такова жизнь. Увы, но во многом любое сокровище изобразительного искусства зависит от отношения человека к нему, от страны и от эпохи, во время которого оно появилось на свет.
На такие вот размышления натолкнуло меня посещение выставочного зала Жамбылского областного историко-краеведческого музея, где в течение недели работала экспозиция питерских художников Владимира Пантелеева и Лилии Цибизовой.
Достаточно редко в Таразе происходят события подобного масштаба, когда любители живописи могут ознакомиться с картинами, созданными не местными мастерами изобразительного искусства, а приезжими.
Вообще, инициатором выставки стал наш земляк, а ныне член Союза художников РФ, член Международной ассоциации «Искусство народов мира» Владимир Пантелеев, который сегодня проживает в городе Любани Ленинградской области.
Ежегодно Владимир Павлович приезжает в родной город Тараз. Здесь живут его мама, родственники и друзья, с которыми он делится своими успехами. А рассказать есть о чем — выставки работ Пантелеева в течение года проходят в выставочных залах Санкт-Петербурга, Москвы и крупных городах России и дальнего зарубежья. И всюду имеют самый положительный отклик.
Своим российским и зарубежным зрителям Пантелеев предлагает в основном пейзажи: горы Каратау и Киргизского Алатау, старые улочки родного Тараза-Джамбула. Именно их можно увидеть практически на всех работах Владимира Павловича. И каждый раз я удивляюсь, как точно передает художник не только фактуру, но и настроение.
Я смотрю на вершину холма, чуть припорошенного снегом и освещенного лучами заходящего солнца. Это поздняя осень или ранняя весна, а может, зима выдалась теплой. Сейчас зайдет солнце и станет холодно, а одета я не очень тепло…
Это один взгляд на картину, а если я ошиблась и солнце освещает гору не с запада, а с востока? Тогда через несколько минут станет теплее, растает снежок и может быть на вершине я отыщу первый подснежник (если это ранняя весна) или запоздавший одуванчик (если это поздняя осень).

— Почему на ваших работах нельзя увидеть людей и животных?
Этот вопрос вызвал улыбку у Пантелеева:
— Не подумайте, что я не умею писать портреты. В Ленинградском художественном училище им. Серова, которое я окончил, меня научили писать очень точные портреты. Но я поставил перед собой цель найти свой неповторимый почерк в передаче настроения природной натуры. Поэтому портретистом не стал, отдав предпочтение горам.
— А где находите натуру?
— Раньше это были горы Каратау за Новоджамбулским фосфорным заводом. Но в последние годы общественный транспорт туда практически не ходит, поэтому я стал ходить в горы, что расположены за Шалдалой. Там есть очень живописные места.
У Владимира Павловича никогда не было желания добавить к прекрасно и с душою написанным горам какого-нибудь горного козла или скакуна. И без того в его вроде бы молчаливых работах можно увидеть не только тени от горных вершин и бездонное южное небо, но и притаившегося за ближайшим холмиком сурка и птицу, вот-вот готовую ворваться в кадр, который навсегда сохранился в памяти автора картины и подаренный нам, зрителям.
Для создания своих работ Пантелев использует самый разнообразный материал: акварель, масло, темперу. Благодаря его таланту краски оживают и дают повод для самых неожиданных открытий. Что и ценят в художнике его коллеги по цеху.
— Вот посмотрите на эту работу, как Владимир показал эту на первый взгляд скучную каменистую вершину, — обратил мое внимание на картину таразский художник Геннадий Тен.
— Скучновато как-то, — пошла я на провокацию и получила мощную волну отрицания этого определения.
— Наоборот, какой колорит, какие краски! — возразил мне собеседник.
Конечно, я и сама вижу колорит, краски, едва сдерживаемые автором эмоции, чтобы не закричать о своей любви к родному краю, который он не видит в течение девяти месяцев в году.
— Да я влюблен в Тараз навсегда, — признается Владимир Павлович. — В его улочки-переулочки, в эти пирамидальные тополя, в солнце и в людей.
Эту свою влюбленность он показывает на севере, где его работы вызывают восхищенные отзывы.
— А как вы оцениваете реакцию земляков на свои картины?
— Знаете, совсем не ожидал такого теплого приема, — и некоторая грусть прозвучала в голосе художника. — В Санкт-Петербурге, конечно, выставочные залы всегда полны публикой, но она не совсем искренняя, даже чопорная. А здесь я получил массу удовольствия от общения с посетителями выставки наших с Лилией работ.
— Я заметила, что ваша супруга тоже избегает портретов.
— Да, она любит цветы, — с улыбкой подтвердил Владимир Павлович. — Но у нее есть и другие работы, например, городские пейзажи, которые удаются ей особенно хорошо.
— Вы никогда не думали о том, чтобы вернуться на родину?
— Думал и не раз. Но пока у меня нет такой возможности, так как я до сих пор еще учусь. У своих питерских коллег, у жизни. И думаю, что со временем, когда завершу свое образование, вернусь в Тараз, чтобы поделиться опытом со своими учениками. Сегодня в Таразе имеется хорошая школа изобразительного искусства, есть замечательные талантливые художники, которые тоже заботятся о том, чтобы вырастить себе достойную смену. Я очень радуюсь, когда вижу действительно хорошие работы, созданные молодыми художниками. Конечно, им нужна поддержка со стороны государства. Думаю, что и этот вопрос со временем будет снят с повестки дня.
Выставка работ Пантелеева и Цибизовой уже закрылась. Но у таразцев надолго останется самое благоприятное впечатление от нее. Надолго сохранится память о теплых и ярких картинах, на которых передано особенное чувство, которое испытывает автор к своей родине. Долго не сотрутся в памяти таразцев и воспоминания о цветах, которые подарила им Лилия Цибизова. Столько самых разнообразных букетов нашему городу не дарили никогда.
И сегодня, когда некоторые картины остались в частных коллекциях наших горожан, а остальные отправились обратно в Санкт-Петербург, хочется, чтобы на следующий год это чудо повторилось, напомнив нам, что в нашем краю есть чудесные, уникальные по своей красоте места. Их только надо уметь увидеть.
И не обязательно для этого уезжать далеко на север. Надо просто на время отвлечься от повседневности и посвятить хотя бы один день, для того чтобы выехать за город и увидеть прекрасные горы, как увидел их художник Владимир Пантелеев.
Который теперь не может расстаться с ними, и увозит с собой, далеко на север…

От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства!
Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz.

Мы желаем вам успехов на творческом поприще!