Искусство неподвижности - Караван
  • $ 497.89
  • 525.12
-2 °C
Алматы
2024 Год
18 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Искусство неподвижности

Искусство неподвижности

Живые скульптуры…

  • 24 Июля 2009
  • 1566
Фото - Caravan.kz

По своей красоте, художественному наполнению и изящности они могут уступать своим неодушевленным прототипам. В отличие от них живые статуи имеют преимущество: сочетание монументальности изобразительного искусства и драматической игры актеров способно превратить даже самого искушенного зрителя в поклонника.

И в этом мог убедиться каждый, кто побывал на улицах Астаны в праздничные дни, любуясь целой скульптурной галереей.

Секреты притягательности этого вида стрит­культуры нам приоткрыл

Виктор Арихин, директор Евпаторийского городского центра досуга, при котором и работает Театр живой скульптуры.

— Вы впервые в Астане?

— Да, мы впервые. Нам очень нравится здесь работать, нравится город, нравится публика…

— А чем нравится публика?

— Очень живая, реагирует эмоционально. Чувствуется, что живые скульптуры люди видят впервые. Нам интересно это наблюдать…

— Значит, в разных странах публика принимает вас по-разному?

— Да. Есть, скажем так, избалованные страны, где людей живыми статуями не удивишь. Для них необходимо делать что­то более необычное. А здесь ощущается живой, неподдельный интерес.

— А образы вы подбираете сами или же вам подсказывают?

— Образы Золотого человека, Абая и Жамбыла нам заказали. Вообще же в нашей галерее много исторических личностей, литературных персонажей: Наполеон, Жозефина, Петр I, тургеневские женщины, Гоголь, Шиллер. Есть много греческих скульптур. Особой популярностью пользуются образы ангелов самых разных: цветных, белых, бронзовых, золотых. Ангел всегда успех. Но их, к сожалению, мы в Астану не привезли.

— По каким критериям вы выбираете тот или иной образ?

— Когда нам заказывают образ, мы его внимательно изучаем, что называется с разных сторон. А так руководствуемся, прежде всего, привлекательностью самого героя. К примеру, возьмем фараона – интересная фактура, интересный цвет, такого золотистого камня. Но все равно тематика определяется заблаговременно, дается задание дизайнерам. Одна из наших последних работ, заслужившая повышенное внимание зрителей, называется «Время любви». Она представляет собой скульптуры мужчины и женщины, изображающих часы.

— А образы Золотого человека, Абая и Жамбыла вы будете выставлять в других городах?

— Я думаю, будем. Они очень интересные.

— Скажите, из каких составляющих складывается образ живой скульптуры? Драматический образ плюс дизайнерская работа плюс…

— Плюс терпение, тренировка. Очень важно, допустим, держать дыхание. Тело надо готовить, настраивать. Но когда вокруг публика, всегда интересно, потому что она придает силы, вдохновляет.

Плюс любовь к творческому процессу. Потом ведь в южных городах, где такое уличное искусство очень развито, оно является средством заработка актера. Главный принцип – это заработок на шляпу. И скульптуры двигаются только за деньги: бросил монету, статуя ожила, не бросил – она застыла. В общем, здесь двигатель деньги. И люди, видя игру актеров, могут смекнуть: бросить копейку, бумажку, а могут и подразнить звоном монет.

— Все-таки у актеров это самотренировка или же их кто­то учит такому ремеслу.

— Новичкам мы обязательно объясняем, как необходимо стоять, как держать дыхание, как стоять на протяжении нескольких часов подряд и при этом не уставать. В основном учеба проходит зимой, когда меньше выездов. Начинающим актерам дается задание стоять, не двигаясь в течение получаса, постепенно это время увеличивается. Конечно, в пустом зале трудно работать, поэтому мы стараемся обучать их в специальном зале, где тренируются дети. Артисты стоят примерно по 46 часов в день. Они также посещают уроки грима. Люди же, которые работают давно, владеют техникой в совершенстве.

— Живой скульптурой работать тяжело не только физически. Как вы сказали, есть люди, которые даже дразнят актеров.

— К этому мы тоже готовим. То есть психологическая подготовка проводится наряду с тренировками и уроками грима. Евпатория – курортный город, куда съезжаются тысячи туристов. Есть люди, которые могут нагрубить, а есть и такие, кто говорят комплименты, признаются в любви, дарят цветы. Вот, например, девушке, которая стояла у нас в образе тургеневской дамы, какой­то юноша каждый день приносил букет роз и складывал у ее ног. Вечером она спокойно их брала и уходила (смеется).

— Посещаете ли вы фестивали живых скульптур? Насколько мне известно, таковые проводятся в западных странах?

— Фестиваль проводится в Амстердаме. Но мы организовали свой, чтобы не мотаться по чужим фестивалям. В этом году прошел уже второй открытый фестиваль живой статуи в городе Евпатория. В его рамках нам удалось собрать 77 скульптур. На турнире были представлены города Крыма, Украины, России, Германии, Франции, Испании, Объединенных Арабских Эмиратов. Для сравнения, в Буэнос­Айресе (Аргентина) собрали 37 скульптур.

У нас помимо живых статуй есть шоу великанов, балет на ходулях, театр огня. И артисты могут быть задействованы сразу в нескольких программах. Поэтому, если мы едем на театральные соревнования, то одновременно везем и скульптурную галерею.

— Переживает ли изменения искусство живых скульптур?

— Мы работаем с костюмом и гримом. А вот, допустим, для моих коллег из Крыма, живущих в сельской местности, это дорогое удовольствие. Поэтому они используют клеенку, а вместо грима (он стоит тысячу долларов и хватает на месяц) придумали совершенно уникальную технологию краски под медь.

Европейцы в этом смысле народ креативный, у них этот вид стрит­культуры получил формы миманса.

Впервые я увидел живые скульптуры в 1993 году в Германии. Я занимался в то время только народными танцами, потому и решил расширить кругозор. Поначалу мне казалось, что это невозможно: то грима нет, то еще чего-то… Но так как Евпатория – город курортный и люди, приезжающие отдыхать, все время ищут развлечений, мы решили организовать аллею. Она работает три месяца ежедневно, и уже стала достопримечательностью города.

— Как вы считаете, возможно ли не двигаясь раскрыть образ героя в полной мере?

— Хороший вопрос… Не всегда… Но все­таки грим и костюм важен, ведь часто героя узнают именно по его внешнему облику и одежде. У нас нет таких высоких театральных задач, наша задача – развлечь, сделать приятное. Главное, чтобы это было не скучно.

— Скажите, если цель заключается в том, чтобы развлечь зрителей, искусство это или нет?

По большому счету, искусством можно назвать работу хорошего мастера, врача, артиста и так далее. Но может, в нашем случае, до искусства не стоит дотягивать, потому что это больше уличное выступление, уличный перфоманс.

Асель КАСЫМОВА, фото автора, Астана